БУТЫЛКА В МОРЕ: Страницы литературы и искусства

Сборник составлен из работ 1957-2000 гг.,
посвященных вопросам литературы и искусства,
как обнародованных, так и публикуемых впервые.


М.: Д. Аронов, 2002. — 560 с., ил.


Текст этого издания перед помещением в Интернет просмотрен и откорректирован. Таким образом, редакция «Бутылки в море» в Интернете является дефинитивной.


К читателю будущего.
Стендаль

СОДЕРЖАНИЕ:

Ахматова в изобразительном искусстве

  • Ахматова Анна Андреевна (1889—1966), рус. писательница:
    Портреты Ахматовой 1910—1965 гг.

Анна Ахматова
Попытка воспоминаний

  • Ахматова Анна Андреевна:
    Биография Ахматовой 1962—1965 гг.;
    Литературные вкусы и высказывания Ахматовой

У забытой могилы в Сан Ремо
Памяти Любови Александровны Недоброво

  • Недоброво Любовь Александровна (1875—1924), общественная деятельница, жена поэта Недоброво Н.Н.:
    Жизненный путь Недоброво Л.А.;
    Отношения Недоброво Л.А. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.
  • Недоброво Николай Владимирович (1882—1919), поэт:
    Жизненный путь Недоброво Н.В.;
    Отношения Недоброво Н.В. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.
  • Ахматова Анна Андреевна:
    Биография Ахматовой 1904—1954 гг.
  • Анреп Борис Васильевич фон (1883—1969), художник и поэт:
    Отношения Анрепа Б.В. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.

Он был поэт перворазрядный

  • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
    Место Кузмина М.А. в русской литературе

Нерон и другие
К выходу в свет «Театра» Михаила Кузмина

  • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
    Место Кузмина в истории русской поэзии, прозы, драматургии;
    Кузмин А.М. Театр: В 4-х т. (двух книгах). — Berkeley, 1994—1995 (отзыв об издании);
    Кузмин М.А. Смерть Нерона (проблематика пьесы);
    Похороны В.И. Ленина в восприятии М.А. Кузмина
  • Ленин В.И.:
    Похороны В.И. Ленина в восприятии М.А. Кузмина
  • Удел человеческий:
    Как понятие философии экзистенциализма
  • Недостижимое:
    Стремление к недостижимому, как черта мироощущения
  • Бунт против миропорядка:
    Как черта мироощущения

Некоторые аспекты содержания пьесы Михаила Кузмина «Смерть Нерона»

  • Кузмин Михаил Алексеевич:
    Интерес к личности и творчеству Кузмина с конца XX века;
    Кузмин М.А. Смерть Нерона (проблематика пьесы);
    Кузмин М.А. как предшественник драматургии А. Камю;
    Кузмин М.А. и христианство
  • Удел человеческий:
    Бунт против него у М.А. Кузмина и А. Камю
  • Красота:
    Как искусственное у героев М.А. Кузмина и А. Камю
  • Власть:
    Артистизм личности властителя как черта, несовместимая с достодолжным отправлением своих обязанностей, в представлении М.А. Кузмина и А. Камю
  • «Живая жизнь»:
    Насилие над ней, его губительность в представлении М.А. Кузмина и А. Камю
  • Смерть:
    Достойное поведение перед лицом неизбежной смерти
  • Историография античности:
    Проблема ее достоверности
  • Православная русская церковь:
    «Религиозный Ренессанс» конца XIX — начала XX в. и православная русская церковь

«…Всему, что у меня есть лучшего, я научился у вас…»
По страницам писем Н.С.Гумилева к В.Я.Брюсову

  • Гумилев Николай Степанович (1886—1921), русский писатель:
    Переписка Гумилева Н.С. с Брюсовым В.Я. в 1906—1910, 1919 гг.; 
    Биография, творчество Гумилева в 1906—1910, 1919 гг.;
    Стихотворения Гумилева (новонаписанные) в приложениях к его письмам к Брюсову В.Я. 1916—1910 гг.;
    Гумилев и Брюсов В.Я. как его литературный наставник;
    Гумилев и Анненский И.Ф. (1855—1909);
    Гумилев и Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949);
    Гумилев как студент Сорбонны (Парижского университета): отсутствие подтверждающих сведений;
    Гумилев как издатель журнала «Сириус» (1907);
    Гумилев и «парнассизм»;
    Гумилев как прозаик;
    Гумилев и Леконт де Лиль Ш. (1818—1894)

О. Н. Гильдебрандт-Арбенина о Гумилеве

  • Гильдебрандт-Арбенина (1897—1980), актриса и художница: Биографические сведения о Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
    Гильдебрандт-Арбенина О.Н. как мемуарист

Подруга поэтов еще в одном зеркале

  • Гильдебрандт-Арбенина О.Н.:
    Как мемуарист
  • Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна (1885—1945), актриса и художница:
    Встреча Глебовой-Судейкиной О.А. с Гильдебрандт-Арбениной О.Н. в 1922 г.,;
    Pазличные обстоятельства биографии Глебовой-Судейкиной О.А.; в т.ч. ее отношения с поэтом Князевым В.Г.

Новые штрихи к образу Доктора Дапертутто

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссер и актер:
    Встречи с Мейерхольдом В.Э. в 1918—1919 гг. Гильдебрандт-Арбениной  О.Н.;
    Сведения о Мейерхольде В.Э. и его жене Райх З.Н. в 1937 г. в сообщении Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
    Оценка личности и творчества Мейерхольда В.Э. публикатором заметок Гильдебрандт-Арбениной О.Н. Толмачёвым М.В.

«Вел себя как истинный герой и мученик»

  • Каннегисер Леонид Иоакимович (1896—1918), поэт, убийца председателя петроградской ЧК Урицкого М.С. (1873—1918):
    Встречи с Каннегисером Л.И. в 1916—1917 гг. Гильдебрандт-Арбениной  О.Н.;
    Сведения о семье Каннегисера Л.И., в т.ч. о его сестре Каннегисер Елизавете Иоакимовне, будущей жертве нацистского холокоста, об отношениях Каннегисера Л.И. с поэтом Есениным С.А., о литературных вкусах Каннегисера Л.И.;
    Оценка личности Канегисера Л.И. в сопоставлении с личностью Есенина С.А. публикатором заметок Гильдебрандт-Арбениной О.Н. Толмачёвым  М.В.

О трех редакциях иллюстраций Александра Бенуак «Медному всаднику» А. С. Пушкина

  • Бенуа Александр Николаевич (1870—1960), русский художник:
    Бенуа А.Н. как иллюстратор поэмы Пушкина А.С. «Медный всадник» в оценке Эфроса Абрама Марковича (1988—1954) (основные положения доклада Эфроса 1923 г. Об иллюстрациях Бенуа);
    Бенуа как иллюстратор «Медного всадника» Пушкина в оценке Эттингера П.Д., Сидорова Алексея Алексеевича, Цявловского М.А., Айзенштадта Д.С.
  • Эфрос Абрам Маркович:
    Эфрос А.М. и Бенуа А.Н.

Кто защищал и кто разрушил Сухареву башню?

  • Сухарева башня в Москве (1692—1695):
    Снос Сухаревой башни в 1934 г. и попытка предотвратить его группы деятелей искусства (Щусев А.В., Эфрос А.М., Жолтовский И.В. и др.), обратившейся с письмом к Сталину И.В.
  • Эфрос А.М. (1888—1954):
    Как инициатор обращения группы деятелей искусства к Сталину И.В. с просьбой отменить решение о сносе Сухаревой башни

Рильке и Россия

  • Рильке Райнер Мария (1875—1926), австрийский писатель:
    Россия в духовном поиске Рильке:
    «Рассказы о Господе Боге» («Истории о Боженьке») Рильке, русская тема в них
  • Эфрос А.М.:
    «Рассказы о Господе Боге» Рильке в его переводе и его размышления 1920­х гг. о пути России

«Профили» А. Эфроса

  • Эфрос А.М. (1888—1954), критик, искусствовед, литературовед, переводчик, музейный работник:
    «Профили» (1930), книга Эфроса А.М. о русских художниках конца XIX — начала XX в.

Рукопись Шамфора в России

  • Шамфор Себастьен Рок Николá (1740—1794), французский писатель:
    «Максимы и мысли. Характеры и анекдоты» Шамфора (изд. посмертно в 1795 г. с последующими дополнениями) (исследование альбома с собственноручными записями афоризмов и анекдотов Шамфора; публикация неизданных записей)

Молодость Альфреда де Виньи

  • Виньи Альфред де (1979—1863), французский писатель:
    Биография Виньи;
    Поэзия Виньи 1820—1840-х гг.;
    «Сен-Мар» (1826), роман А де Виньи;
    «Стелло» (1832), философский диалог А. де Виньи

Пять книг с автографами Марины Цветаевой

  • Цветаева Марина Ивановна (1892—1941), русская писательница:
    Круг чтения Цветаевой:

«Г-жа Бовари» (1856), роман французского писателя Гюстава Флобера во французском издании, содержащем в приложении материалы процесса автора в исправительном суде г. Парижа в 1857 г. (Flaubert Gustave. Madame Bovary. — Paris: Charpentier-Fasquelle, 1892); на полях издания имеются рукописные заметки Цветаевой 1910-х гг.;

Круг знакомств Цветаевой, согласно надписям на книгах, подаренных:
Каннегисер Елизавете Иоакимовне (17.01.1916),
Модестовой Анастасии Васильевне (23.01.1911),
Волошину Максимилиану Александровичу (11.02.1914),
Жихареву (?) (17/30.05.1919),
Голлидэй Софии Е. (02.06.1919);
«Нездешний вечер» (1936), мемуарный очерк Цветаевой (отраженные в нем обстоятельства)

  • Флобер Гюстав (1821—1880), французский писатель:«Г-жа Бовари» (1856), роман Флобера:
    В оценке Цветаевой М.И. согласно ее заметкам на полях французского издания, содержащего материалы процесса автора в 1857 г. (Paris: Charpentier-Fasquelle,1892).

Мир Гонкуров

  • Гонкур Жюль де (1830—1870), Гонкур Эдмон де (1822—1896), братья, французские писатели:
    Биография и творчество Гонкуров;«Жермини Ласертэ» (1865), роман братьев Гонкур;
    «Актриса» («Актриса Фостэн») (1882), роман Э. де Гонкура;
    «Дневник» (1851—1895) братьев Гонкур
  • «Academia», издательство в Петрограде/Ленинграде (1922—1932) и Москве (1932—1938):
    Его адресованность интеллектуальной элите
  • Критический реализм в художественной литературе:
    Как вершина в развитии литературы до социалистического реализма согласно советскому литературоведению
  • Натурализм и импрессионизм в художественной литературе последней трети XIX в.:
    Как явления деградации литературы согласно советскому литературоведению;
    Подлинная, новаторская роль натурализма и импрессионизма
  • Нравы:
    История нравов как объект исторического изучения (братья Гонкур)
  • Романтизм в художественной литературе Франции:
    Как составная часть критического реализма 1830—1840-х гг. (Стендаль, Бальзак, Меримэ);
    Преодоление романтизма французской литературой 1850—1860-х гг.
  • Актерское искусство:
    Природа актерского искусства в изображении Э. де Гонкура (роман «Актриса»)
  • Гонкуровская премия:
    Ее история

Из истории французской литературы конца XIX в.
Автографы французских писателей в архиве
князя А. И. Урусова

  • Урусов Александр Иванович, князь (1843—1900), адвокат, общественный деятель, литератор:
    Биография Урусова А.И.;
    Урусов А.И. и литература, в частности, французская XIX в.;
    Урусов А.И. как сотрудник парижского журнала «La Plume» в 1897 г. (афоризмы в стиле Шамфора);
    Урусов А.И. в переписке с французскими писателями Гюисмансом Жоржисом Карлом (1848—1907) и Блуа Леоном (1846—1917)
  • Антанта:
    Истоки Антанты (идея русско-французского союза и его поборники в 1879—1882 гг.)
  • Гюисманс Жоржис Карл (1848—1907), французский писатель:
    Биография, творчество, литературные вкусы и оценки в переписке с кн. Урусовым А.И.;
    Произведения Гюисманса в оценке кн. Урусова А.И.
  • Роман в русской литературе XIX в.:
    В оценке Гюисманса Ж.-К. (Гоголь Н.В., Толстой Л.Н.)
  • Сновидения:
    Психология последней трети XIX в. и ее роль в объяснении сновидений;
    Место сновидений в романе Гюисманса Ж.-К. «У пристани» (1887)
  • Реализм 1850—1860-х гг. во французской литературе:
    В характеристике кн. Урусова А.И. (Флобер)
  • Натурализм во французской литературе:
    В характеристике Гюисманса Ж.-К. (Золя);
    В характеристике кн. Урусова А.И. (Гюисманс)
  • Католицизм:
    Католическое возрождение во французской литературе конца XIX — начала XX в. (Гюисманс Ж.-К., Блуа Л.)
  • «Панама»:
    Скандал по поводу деятельности компании Панамского канала во Франции в 1892—1893 гг. (в восприятии Гюисманса Ж.-К.)
  • Бодлер Шарль (1821—1867), французский писатель:
    «Цветы зла» (1857), сборник стихотворений Бодлера в посвященном ему исследовании кн. Урусова А.И. (1896)
  • Блуа Леон (1846—1917), французский писатель:
    Биография, творчество, литературные вкусы и оценки в переписке с кн. Урусовым А.И.;
    Произведения Блуа в оценке кн. Урусова А.И.
  • Шартрский собор:
    Его описание в романе Гюисманса Ж.-К. «Собор» (1898) в восприятии Блуа Л.

Перечитывая Пруста

  • Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
    Место Пруста в литературе XX века

Марсель Пруст
Сопряжение импрессионизма и классицизма

  • Пруст Марсель:
    «В поисках утраченного времени» (1913—1927), цикл романов Пруста (творческий метод в них)

В стороне Пруста

  • Пруст Марсель:
    Биография (вакации в детские годы в городке Иллье-Комбрэ под Шартром)
  • Иллье (Иллье-Комбрэ), городок под Шартром (Франция),
    связанный с детскими годами писателя Пруста Марселя;
    Прустовские места Иллье-Комбрэ

Шагал в парижском Токийском дворце
Размышления и воспоминания

  • Шагал Марк Захарович (1887—1985), российско-французский художник:
    Выставка-ретроспектива работ Шагала в Париже в 1995 г.;
    Эволюция творчества Шагала и его оценка;
    Приезд Шагала в Москву в 1973 г.

Bермеер — великий «малый голландец»?
Заметки с выставки в Гааге

  • Вермеер Делфтский Ян (1632—1675), голландский живописец:
    Выставка работ Вермеера в Гааге в 1996 г.;
    Место Вермеера в голландской живописи XVII в.

Триумф Пизанелло

  • Пизанелло Антонио (1395—1455), итальянский художник:
    Выставка работ Пизанелло в Париже — Вероне в 1996 г.;
    Место Пизанелло в итальянском искусстве XV века

Экспрессионизм — немецкое национальное искусство
К выставке «Образы экспрессионизма»
в Германском национальном музее г. Нюрнберга

  • Экспрессионизм в изобразительном искусстве:
    Экспрессионизм до 1914 г. как завершение классического искусства XIX века;
    Экспрессионизм в скульптуре (Осип Цадкин)
  • Экспрессионизм в музыке:
    Скрябин А.Н. и экспрессионизм
  • Экспрессионизм в изобразительном искусстве Германии:
    Место немецкого экспрессионизма в общеевропейском экспрессионизме;
    «Образы экспрессионизма», выставка в Германском национальном музее г. Нюрнберга в 1996—1997 гг., посвященная экспрессионизму в немецком (отчасти — европейском) изобразительном искусстве;
    Эволюция немецкого экспрессионизма; экспрессионизм 1920-х гг.
  • Дрезден:
    Бомбардировка Дрездена в 1945 г.
  • Мюнхен:
    «Дом искусства» (Haus der Kunst): Инаугурация (повторная) Дома искусства в 1949 г.

Хуго фон Чуди и борьба за современность
Дань признательности от Новой пинакотеки в Мюнхене

  • Чуди Хуго фон (1851—1911), директор Национальной галереи в Берлине, затем директор Королевских галерей Баварии:
    Выставка в Берлине — Мюнхене в 1996—1997 г., посвященная собирательской деятельности Чуди (пополнение музеев Берлина и Мюнхена произведениями современного французского искусства и «новооткрытых» мастеров прошлого)
  • Музеи (художественные) Германии начала XX в:
    Комплектование произведений современного искусства (борьба вокруг произведений французского искусства)

Микеланджело и Тернер в Вене

  • Микеланджело Буонарроти (1475—1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт:
    «Виттория Колонна: Поэтесса и муза Микеланджело», выставка в Музее истории искусства в Вене в 1997 г., посвященная воздействию духовного мира В. Колонна на Микеланджело;
  • Микеланджело и неоплатонизм
  • Неоплатонизм эпохи Возрождения
  • Колонна Виттория (1490–1547), итальянская поэтесса
  • Тернер Уильям Джозеф Мэллорд (1775—1851), английский художник:
    Выставка работ Тернера в Вене в 1997 г. из собрания Галереи Тэт в Лондоне;
    Место Тернера в европейской живописи XIX в.

Жорж де Латур в парижском Гран Палэ

  • Латур Жорж де (1593—1652), французский живописец:
    Выставка работ Латура в Париже в 1997—1998 г.;
    Место Латура во французской живописи XVII в.

Бергамская сюита
Приглашение к путешествию

  • Бергамо, город в Сев. Италии:
    Его роль в истории культуры
  • Лотто Лоренцо (ок. 1480—1556), итальянский живописец:
    Выставка работ Лотто в Бергамо (Италия) в 1998 г.;
    Место Лотто в венецианской школе живописи XVI в.

По германским выставкам

  • Файюмские (Фаюмские) портреты (I—III вв.), древнеегипетские заупокойные живописные портреты:
    Международная выставка файюмских портретов во Франкфурте-на-Майне в 1999 г.;
    Файюмские портреты как явление эллинистического искусства
  • Изобразительное искусство Западной Европы конца XIX—XX вв.:
    В отражении выставки «Классика в модерне от Сезанна до Тенгели» в Доме искусства в Мюнхене в 1999 г.
  • «Классика в модерне от Сезанна до Тенгели», выставка в Доме искусства в Мюнхене в 1999 г. на основе бывшей коллекции швейцарского художника и коллекционера Йозефа Мюллера (1887—1977)
  • Мюллер Йозеф (1887—1977), швейцарский художник и коллекционер: Мюллер как собиратель
  • Изобразительное искусство Германии второй половины XVIII — первой четверти XIX века (акварель и графика):
    В отражении выставки «Окоём Гётевской эпохи» из фондов Художественных собраний Ваймара (Веймара) в Нюрнберге в 1999 г.
  • Одиссей, мифологический герой античности:
    Одиссей в изобразительном искусстве античности в отражении выставки «Одиссей в мифе и памяти» в Мюнхене в 1999 г.;
    Сперлонга (Южная Италия): грот кесаря Тиверия со скульптурной группой, изображавшей ослепление Одиссеем Полифема; попытка его реконструкции на выставке «Одиссей в мифе и памяти» (Мюнхен, 1999)
  • Скульптура античности:
    «Барокко» в ней
  • Красота:
    Земная красота и раннее христианство;
    Земная красота и западное христианство, начиная с Ренессанса
  • Рембрандт ван Рейн (1606—1609), голландский живописец и график:
    Автопортреты Рембрандта на выставке в Гааге в 2000 г.;
    Рембрандт и Ренессанс;
    Рембрандт и эстетизация тривиального
  • Эстерхази, венгерский княжеский род:
    Коллекция живописи Эстерхази из Национального музея Будапешта на выставке во Франкфурте-на-Майне в 2000 г.
  • Караваджо Микеланджело да (1573—1610):
    «Караваджизм» и его роль в живописи XVII века