М.В. Толмачев: Список печатных работ
- Liste des principales publications de Mikhail Tolmatchev (1992)
- Liste der wichtigsten Publikationen von Mikhail Tolmatchev (1992)
- Mikhail Wassiljewitsch Tolmatchev: Beruflicher Werdegang (1959—1992)
Толмачев М.В.
Бутылка в море: Страницы литературы и искусства.
— М.: Д.Аронов, 2002. — 560с., ил.
Содержание:
Ахматова в изобразительном искусстве
- Ахматова Анна Андреевна (1889—1966), рус. писательница:
Портреты Ахматовой 1910—1965 гг.
Анна Ахматова
Попытка воспоминаний
- Ахматова Анна Андреевна:
Биография Ахматовой 1962—1965 гг.;
Литературные вкусы и высказывания Ахматовой
У забытой могилы в Сан Ремо
Памяти Любови Александровны Недоброво
- Недоброво Любовь Александровна (1875—1924), общественная деятельница, жена поэта Недоброво Н.Н.:
Жизненный путь Недоброво Л.А.;
Отношения Недоброво Л.А. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг. - Недоброво Николай Владимирович (1882—1919), поэт:
Жизненный путь Недоброво Н.В.;
Отношения Недоброво Н.В. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.
- Ахматова Анна Андреевна:
Биография Ахматовой 1904—1954 гг. - Анреп Борис Васильевич фон (1883—1969), художник и поэт:
Отношения Анрепа Б.В. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.
- Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
Место Кузмина М.А. в русской литературе
Нерон и другие
К выходу в свет «Театра» Михаила Кузмина
- Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
Место Кузмина в истории русской поэзии, прозы, драматургии;
Кузмин А.М. Театр: В 4-х т. (двух книгах). — Berkeley, 1994—1995 (отзыв об издании);
Кузмин М.А. Смерть Нерона (проблематика пьесы);
Похороны В.И. Ленина в восприятии М.А. Кузмина - Ленин В.И.:
Похороны В.И. Ленина в восприятии М.А. Кузмина - Удел человеческий:
Как понятие философии экзистенциализма - Недостижимое:
Стремление к недостижимому, как черта мироощущения - Бунт против миропорядка:
Как черта мироощущения
Некоторые аспекты содержания пьесы Михаила Кузмина «Смерть Нерона»
- Кузмин Михаил Алексеевич:
Интерес к личности и творчеству Кузмина с конца XX века;
Кузмин М.А. Смерть Нерона (проблематика пьесы);
Кузмин М.А. как предшественник драматургии А. Камю;
Кузмин М.А. и христианство - Удел человеческий:
Бунт против него у М.А. Кузмина и А. Камю - Красота:
Как искусственное у героев М.А. Кузмина и А. Камю - Власть:
Артистизм личности властителя как черта, несовместимая с достодолжным отправлением своих обязанностей, в представлении М.А. Кузмина и А. Камю
- «Живая жизнь»:
Насилие над ней, его губительность в представлении М.А. Кузмина и А. Камю - Смерть:
Достойное поведение перед лицом неизбежной смерти - Историография античности:
Проблема ее достоверности - Православная русская церковь:
«Религиозный Ренессанс» конца XIX — начала XX в. и православная русская церковь
«…Всему, что у меня есть лучшего, я научился у вас…»
По страницам писем Н.С.Гумилева к В.Я.Брюсову
- Гумилев Николай Степанович (1886—1921), русский писатель:
Переписка Гумилева Н.С. с Брюсовым В.Я. в 1906—1910, 1919 гг.;
Биография, творчество Гумилева в 1906—1910, 1919 гг.;
Стихотворения Гумилева (новонаписанные) в приложениях к его письмам к Брюсову В.Я. 1916—1910 гг.;
Гумилев и Брюсов В.Я. как его литературный наставник;
Гумилев и Анненский И.Ф. (1855—1909);
Гумилев и Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949);
Гумилев как студент Сорбонны (Парижского университета): отсутствие подтверждающих сведений;
Гумилев как издатель журнала «Сириус» (1907);
Гумилев и «парнассизм»;
Гумилев как прозаик;
Гумилев и Леконт де Лиль Ш. (1818—1894)
О. Н. Гильдебрандт-Арбенина о Гумилеве
- Гильдебрандт-Арбенина (1897—1980), актриса и художница: Биографические сведения о Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
Гильдебрандт-Арбенина О.Н. как мемуарист
Подруга поэтов еще в одном зеркале
- Гильдебрандт-Арбенина О.Н.:
Как мемуарист - Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна (1885—1945), актриса и художница:
Встреча Глебовой-Судейкиной О.А. с Гильдебрандт-Арбениной О.Н. в 1922 г.,;
Pазличные обстоятельства биографии Глебовой-Судейкиной О.А.; в т.ч. ее отношения с поэтом Князевым В.Г.
Новые штрихи к образу Доктора Дапертутто
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссер и актер:
Встречи с Мейерхольдом В.Э. в 1918—1919 гг. Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
Сведения о Мейерхольде В.Э. и его жене Райх З.Н. в 1937 г. в сообщении Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
Оценка личности и творчества Мейерхольда В.Э. публикатором заметок Гильдебрандт-Арбениной О.Н. Толмачёвым М.В.
«Вел себя как истинный герой и мученик»
- Каннегисер Леонид Иоакимович (1896—1918), поэт, убийца председателя петроградской ЧК Урицкого М.С. (1873—1918):
Встречи с Каннегисером Л.И. в 1916—1917 гг. Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
Сведения о семье Каннегисера Л.И., в т.ч. о его сестре Каннегисер Елизавете Иоакимовне, будущей жертве нацистского холокоста, об отношениях Каннегисера Л.И. с поэтом Есениным С.А., о литературных вкусах Каннегисера Л.И.;
Оценка личности Канегисера Л.И. в сопоставлении с личностью Есенина С.А. публикатором заметок Гильдебрандт-Арбениной О.Н. Толмачёвым М.В.
О трех редакциях иллюстраций Александра Бенуак «Медному всаднику» А. С. Пушкина
- Бенуа Александр Николаевич (1870—1960), русский художник:
Бенуа А.Н. как иллюстратор поэмы Пушкина А.С. «Медный всадник» в оценке Эфроса Абрама Марковича (1988—1954) (основные положения доклада Эфроса 1923 г. Об иллюстрациях Бенуа);
Бенуа как иллюстратор «Медного всадника» Пушкина в оценке Эттингера П.Д., Сидорова Алексея Алексеевича, Цявловского М.А., Айзенштадта Д.С. - Эфрос Абрам Маркович:
Эфрос А.М. и Бенуа А.Н.
Кто защищал и кто разрушил Сухареву башню?
- Сухарева башня в Москве (1692—1695):
Снос Сухаревой башни в 1934 г. и попытка предотвратить его группы деятелей искусства (Щусев А.В., Эфрос А.М., Жолтовский И.В. и др.), обратившейся с письмом к Сталину И.В. - Эфрос А.М. (1888—1954):
Как инициатор обращения группы деятелей искусства к Сталину И.В. с просьбой отменить решение о сносе Сухаревой башни
- Рильке Райнер Мария (1875—1926), австрийский писатель:
Россия в духовном поиске Рильке:
«Рассказы о Господе Боге» («Истории о Боженьке») Рильке, русская тема в них - Эфрос А.М.:
«Рассказы о Господе Боге» Рильке в его переводе и его размышления 1920х гг. о пути России
- Эфрос А.М. (1888—1954), критик, искусствовед, литературовед, переводчик, музейный работник:
«Профили» (1930), книга Эфроса А.М. о русских художниках конца XIX — начала XX в.
- Шамфор Себастьен Рок Николá (1740—1794), французский писатель:
«Максимы и мысли. Характеры и анекдоты» Шамфора (изд. посмертно в 1795 г. с последующими дополнениями) (исследование альбома с собственноручными записями афоризмов и анекдотов Шамфора; публикация неизданных записей)
- Виньи Альфред де (1979—1863), французский писатель:
Биография Виньи;
Поэзия Виньи 1820—1840-х гг.;
«Сен-Мар» (1826), роман А де Виньи;
«Стелло» (1832), философский диалог А. де Виньи
Пять книг с автографами Марины Цветаевой
- Цветаева Марина Ивановна (1892—1941), русская писательница:
Круг чтения Цветаевой:
«Г-жа Бовари» (1856), роман французского писателя Гюстава Флобера во французском издании, содержащем в приложении материалы процесса автора в исправительном суде г. Парижа в 1857 г. (Flaubert Gustave. Madame Bovary. — Paris: Charpentier-Fasquelle, 1892); на полях издания имеются рукописные заметки Цветаевой 1910-х гг.;
Круг знакомств Цветаевой, согласно надписям на книгах, подаренных:
Каннегисер Елизавете Иоакимовне (17.01.1916),
Модестовой Анастасии Васильевне (23.01.1911),
Волошину Максимилиану Александровичу (11.02.1914),
Жихареву (?) (17/30.05.1919),
Голлидэй Софии Е. (02.06.1919);
«Нездешний вечер» (1936), мемуарный очерк Цветаевой (отраженные в нем обстоятельства)
- Флобер Гюстав (1821—1880), французский писатель:«Г-жа Бовари» (1856), роман Флобера:
В оценке Цветаевой М.И. согласно ее заметкам на полях французского издания, содержащего материалы процесса автора в 1857 г. (Paris: Charpentier-Fasquelle,1892).
- Гонкур Жюль де (1830—1870), Гонкур Эдмон де (1822—1896), братья, французские писатели:
Биография и творчество Гонкуров;«Жермини Ласертэ» (1865), роман братьев Гонкур;
«Актриса» («Актриса Фостэн») (1882), роман Э. де Гонкура;
«Дневник» (1851—1895) братьев Гонкур - «Academia», издательство в Петрограде/Ленинграде (1922—1932) и Москве (1932—1938):
Его адресованность интеллектуальной элите - Критический реализм в художественной литературе:
Как вершина в развитии литературы до социалистического реализма согласно советскому литературоведению - Натурализм и импрессионизм в художественной литературе последней трети XIX в.:
Как явления деградации литературы согласно советскому литературоведению;
Подлинная, новаторская роль натурализма и импрессионизма - Нравы:
История нравов как объект исторического изучения (братья Гонкур) - Романтизм в художественной литературе Франции:
Как составная часть критического реализма 1830—1840-х гг. (Стендаль, Бальзак, Меримэ);
Преодоление романтизма французской литературой 1850—1860-х гг. - Актерское искусство:
Природа актерского искусства в изображении Э. де Гонкура (роман «Актриса») - Гонкуровская премия:
Ее история
Из истории французской литературы конца XIX в.
Автографы французских писателей в архиве
князя А. И. Урусова
- Урусов Александр Иванович, князь (1843—1900), адвокат, общественный деятель, литератор:
Биография Урусова А.И.;
Урусов А.И. и литература, в частности, французская XIX в.;
Урусов А.И. как сотрудник парижского журнала «La Plume» в 1897 г. (афоризмы в стиле Шамфора);
Урусов А.И. в переписке с французскими писателями Гюисмансом Жоржисом Карлом (1848—1907) и Блуа Леоном (1846—1917) - Антанта:
Истоки Антанты (идея русско-французского союза и его поборники в 1879—1882 гг.) - Гюисманс Жоржис Карл (1848—1907), французский писатель:
Биография, творчество, литературные вкусы и оценки в переписке с кн. Урусовым А.И.;
Произведения Гюисманса в оценке кн. Урусова А.И. - Роман в русской литературе XIX в.:
В оценке Гюисманса Ж.-К. (Гоголь Н.В., Толстой Л.Н.) - Сновидения:
Психология последней трети XIX в. и ее роль в объяснении сновидений;
Место сновидений в романе Гюисманса Ж.-К. «У пристани» (1887) - Реализм 1850—1860-х гг. во французской литературе:
В характеристике кн. Урусова А.И. (Флобер) - Натурализм во французской литературе:
В характеристике Гюисманса Ж.-К. (Золя);
В характеристике кн. Урусова А.И. (Гюисманс) - Католицизм:
Католическое возрождение во французской литературе конца XIX — начала XX в. (Гюисманс Ж.-К., Блуа Л.) - «Панама»:
Скандал по поводу деятельности компании Панамского канала во Франции в 1892—1893 гг. (в восприятии Гюисманса Ж.-К.) - Бодлер Шарль (1821—1867), французский писатель:
«Цветы зла» (1857), сборник стихотворений Бодлера в посвященном ему исследовании кн. Урусова А.И. (1896) - Блуа Леон (1846—1917), французский писатель:
Биография, творчество, литературные вкусы и оценки в переписке с кн. Урусовым А.И.;
Произведения Блуа в оценке кн. Урусова А.И. - Шартрский собор:
Его описание в романе Гюисманса Ж.-К. «Собор» (1898) в восприятии Блуа Л.
- Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
Место Пруста в литературе XX века
Марсель Пруст
Сопряжение импрессионизма и классицизма
- Пруст Марсель:
«В поисках утраченного времени» (1913—1927), цикл романов Пруста (творческий метод в них)
- Пруст Марсель:
Биография (вакации в детские годы в городке Иллье-Комбрэ под Шартром) - Иллье (Иллье-Комбрэ), городок под Шартром (Франция),
связанный с детскими годами писателя Пруста Марселя;
Прустовские места Иллье-Комбрэ
Шагал в парижском Токийском дворце
Размышления и воспоминания
- Шагал Марк Захарович (1887—1985), российско-французский художник:
Выставка-ретроспектива работ Шагала в Париже в 1995 г.;
Эволюция творчества Шагала и его оценка;
Приезд Шагала в Москву в 1973 г.
Bермеер — великий «малый голландец»?
Заметки с выставки в Гааге
- Вермеер Делфтский Ян (1632—1675), голландский живописец:
Выставка работ Вермеера в Гааге в 1996 г.;
Место Вермеера в голландской живописи XVII в.
- Пизанелло Антонио (1395—1455), итальянский художник:
Выставка работ Пизанелло в Париже — Вероне в 1996 г.;
Место Пизанелло в итальянском искусстве XV века
Экспрессионизм — немецкое национальное искусство
К выставке «Образы экспрессионизма»
в Германском национальном музее г. Нюрнберга
- Экспрессионизм в изобразительном искусстве:
Экспрессионизм до 1914 г. как завершение классического искусства XIX века;
Экспрессионизм в скульптуре (Осип Цадкин) - Экспрессионизм в музыке:
Скрябин А.Н. и экспрессионизм - Экспрессионизм в изобразительном искусстве Германии:
Место немецкого экспрессионизма в общеевропейском экспрессионизме;
«Образы экспрессионизма», выставка в Германском национальном музее г. Нюрнберга в 1996—1997 гг., посвященная экспрессионизму в немецком (отчасти — европейском) изобразительном искусстве;
Эволюция немецкого экспрессионизма; экспрессионизм 1920-х гг. - Дрезден:
Бомбардировка Дрездена в 1945 г. - Мюнхен:
«Дом искусства» (Haus der Kunst): Инаугурация (повторная) Дома искусства в 1949 г.
Хуго фон Чуди и борьба за современность
Дань признательности от Новой пинакотеки в Мюнхене
- Чуди Хуго фон (1851—1911), директор Национальной галереи в Берлине, затем директор Королевских галерей Баварии:
Выставка в Берлине — Мюнхене в 1996—1997 г., посвященная собирательской деятельности Чуди (пополнение музеев Берлина и Мюнхена произведениями современного французского искусства и «новооткрытых» мастеров прошлого) - Музеи (художественные) Германии начала XX в:
Комплектование произведений современного искусства (борьба вокруг произведений французского искусства)
- Микеланджело Буонарроти (1475—1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт:
«Виттория Колонна: Поэтесса и муза Микеланджело», выставка в Музее истории искусства в Вене в 1997 г., посвященная воздействию духовного мира В. Колонна на Микеланджело;
- Микеланджело и неоплатонизм
- Неоплатонизм эпохи Возрождения
- Колонна Виттория (1490–1547), итальянская поэтесса
- Тернер Уильям Джозеф Мэллорд (1775—1851), английский художник:
Выставка работ Тернера в Вене в 1997 г. из собрания Галереи Тэт в Лондоне;
Место Тернера в европейской живописи XIX в.
Жорж де Латур в парижском Гран Палэ
- Латур Жорж де (1593—1652), французский живописец:
Выставка работ Латура в Париже в 1997—1998 г.;
Место Латура во французской живописи XVII в.
Бергамская сюита
Приглашение к путешествию
- Бергамо, город в Сев. Италии:
Его роль в истории культуры - Лотто Лоренцо (ок. 1480—1556), итальянский живописец:
Выставка работ Лотто в Бергамо (Италия) в 1998 г.;
Место Лотто в венецианской школе живописи XVI в.
- Файюмские (Фаюмские) портреты (I—III вв.), древнеегипетские заупокойные живописные портреты:
Международная выставка файюмских портретов во Франкфурте-на-Майне в 1999 г.;
Файюмские портреты как явление эллинистического искусства - Изобразительное искусство Западной Европы конца XIX—XX вв.:
В отражении выставки «Классика в модерне от Сезанна до Тенгели» в Доме искусства в Мюнхене в 1999 г.
- «Классика в модерне от Сезанна до Тенгели», выставка в Доме искусства в Мюнхене в 1999 г. на основе бывшей коллекции швейцарского художника и коллекционера Йозефа Мюллера (1887—1977)
- Мюллер Йозеф (1887—1977), швейцарский художник и коллекционер: Мюллер как собиратель
- Изобразительное искусство Германии второй половины XVIII — первой четверти XIX века (акварель и графика):
В отражении выставки «Окоём Гётевской эпохи» из фондов Художественных собраний Ваймара (Веймара) в Нюрнберге в 1999 г. - Одиссей, мифологический герой античности:
Одиссей в изобразительном искусстве античности в отражении выставки «Одиссей в мифе и памяти» в Мюнхене в 1999 г.;
Сперлонга (Южная Италия): грот кесаря Тиверия со скульптурной группой, изображавшей ослепление Одиссеем Полифема; попытка его реконструкции на выставке «Одиссей в мифе и памяти» (Мюнхен, 1999) - Скульптура античности:
«Барокко» в ней - Красота:
Земная красота и раннее христианство;
Земная красота и западное христианство, начиная с Ренессанса - Рембрандт ван Рейн (1606—1609), голландский живописец и график:
Автопортреты Рембрандта на выставке в Гааге в 2000 г.;
Рембрандт и Ренессанс;
Рембрандт и эстетизация тривиального - Эстерхази, венгерский княжеский род:
Коллекция живописи Эстерхази из Национального музея Будапешта на выставке во Франкфурте-на-Майне в 2000 г. - Караваджо Микеланджело да (1573—1610):
«Караваджизм» и его роль в живописи XVII века
· Несобранное: статьи разных лет (1958—2009)
- Наскальные доисторические изображения Тассили на выставке в Париже в 1957—1958 гг.
- Тассили (Тассилин-Аджер), плато в Центральной Сахаре (Алжир):
Наскальные доисторические изображения Тассили
- Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
Эстетика Пруста в его высказываниях и в творческой практике цикла романов «В поисках утраченного времени»
Великая Французская революция и свобода слова
- Революция 1789—1794 гг. во Франции («Великая»):
Свобода слова / печати в ходе революции
- Фарнезе, знатный итальянский род XVI—XVIII вв.:
Коллекционирование семьей Фарнезе произведений античного и современного ей искусства;
Выставка «Блеск Фарнезе» 1995 г. в Колорно / Парме — Мюнхене — Неаполе, посвященная собирательской деятельности Фарнезе - Неаполь, город в Италии:
Национальный археологический музей, его история;
Каподимонте, музей (Национальный музей и галереи Каподимонте), его история
- Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
«Валькирия» (1870), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга»;
«Валькирия», постановка оперы Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга (Германия) в 2001 г.
- Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
«Зигфрид» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга»;
«Зигфрид», постановка оперы Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга (Германия) в 2002 г.
- Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
Биографические сведения о Кузмине, в т. ч. О его работе над музыкальными произведениями религиозного и оперного характера - Чичерин Георгий (Юрий) Васильевич (1872—1936), российский политический деятель, советский нарком иностранных дел:
Биографические сведения о Чичерине - Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
Письма Кузмина Чичерину Г.В. из собрания Гос. национальной библиотеки (СПб.) 1900—1903, 1914 гг. (вопросы эстетики, музыки, национального начала в искусстве и жизни) - Церковная музыка Древней Руси:
Единогласие и многоголосие в ней (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.) - Русское национальное начало в искусстве и жизни (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)
- Церковная музыка в России в XVIII—XIX вв.:
Национальное начало в ней (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.) - Церковная и религиозная музыка в России конца XIX — начала XX в. (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)
- Нюрнберг (Германия):
Оперный театр в сезон 2002—2003 г.;
Филармонический сезон 2002—2003 г. - Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
«Золото Рейна» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга» в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г. - Моцарт Вольфганг Амадеус (1756—1791), австрийский композитор:
«Дон Жуан» (1787), опера Моцарта в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г. - Опера:
Режиссура оперных спектаклей в Западной Европе в конце XX — начале XXI в. (основные принципы) - Бриттен Бенджамин (1913—1976), английский композитор:
«Питер Граймз» (1945), опера Бриттена в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г. - Малер Густав (1860—1911), австрийский композитор:
Шестая симфония (1906) Малера в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра под управлением Филиппа Огэна в сезон 2002—2003 г. - Кальман Имре (Эммерих), австровенгерский композитор:
«Марица» («Графиня Марица») (1924), оперетта Кальмана в постановке Оперного театра г. Н.рнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г. - Чайковский Петр Ильич (1840—1893), русский композитор:
«Франческа да Римини», увертюра-фантазия Чайковского в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра по управлением Александра Анисимова (Дублин, Ирландия) в сезон 2002—2003 г.
Первая симфония Чайковского в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра под управлением Александра Анисимова (Дублин, Ирландия) в сезон 2002—2003 г. - Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943), русский композитор:
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1910) Рахманинова в исполнении Барри Дагласа и Нюрнбергского филармонического оркестра в сезон 2002—2003 г. - Глюк (Глук) Кристоф Виллибальд (1714—1787), немецкий композитор:
«Ифигения в Тавриде» (1781), опера Глюка в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2001—2002 г.
Послесловие к «Пушкинскому дому» М.Д. Беляева
- Пушкинский Дом (Институт русской литературы Российской академии наук):
История Пушкинского Дома в 1905—1958 гг. - Литературный музей (Гос.), Москва:
ГЛМ в 1930-х гг. - Пушкинская выставка (Всесоюзная) 1937 г.:
Ее состав - Пушкин А.С.:
Пушкинский юбилей 1937 г. и советская власть;
«Евгений Онегин» как литературная энциклопедия;
Пушкинские музеи (мемориальные) как общественное явление;
Пушкинизм как общественное явление;
Пушкин-рисовальщик
- Беляев Михаил Дмитриевич (1884—1956), литературовед, музейный работник, мемуарист, автор мемуаров «Пушкинский Дом (опубл.: Мосты. — Франкфурт-на-Майне, 2004. — № 2), «Невский проспект» (То же. — 2007. — № 15), «Воспоминания об Алексее Максимовиче Пешкове и его окружении» (опубл.: Библиография. — М., 1992. — №№3-6):
М.Д. Беляев как писатель - Беляева Маргарита Ильинична (1905—1976), жена М.Д. Беляева, дактилографист-дешифрант архивных материалов на французском и русском языках
- «Коллегиальность» в советской политической жизни 1950-х гг.
- Славистика:
Международный съезд славистов в Москве в сентябре 1958 г. - Финляндия:
Советско-финляндские отношения перед войной 1939—1940 гг. - Российская академия наук (до 1991 г. Академия наук СССР):
«Чистка» 1929 г.;
«Дело историков» 1930 г. - Франция:
Резидентура советская во Франции 1920—1930-х гг. - «Режимные города» в СССР:
Для лиц иностранного происхождения во время войны 1941—1945 гг.;
Для лиц, отбывших заключение (по политическим мотивам) - Либерализм в России:
Его роль в расшатывании государственного строя в конце XIX — начале XX в.
- Эдиция:
Комментирование в историко-литературных публикациях, его принципы
- Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
Фестиваль 2003 г.
- Байрёйтский фестивальный театр, дом Вагнера (вилла Ванфрид) и семья Вагнер в 1945—1957 гг.
- Байрёйтский фестивальный театр:
Как оперное здание нового типа - Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
Вагнер и Гитлер - Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
Режиссура постановок после 1957 г. (основные тенденции) - Театр современный мировой:
Режиссура последних десятилетий (основные тенденции) - Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
«Тангейзер» (1845), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.
«Летучий голландец» (1841), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.;
«Лоэнгрин» (1848), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.;
«Золото Рейна» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга» на Байрёйтском фестивале конца 1990-х гг.;
«Парсифаль» (1882), опера Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга середины 1990-х гг.;
«Летучий голландец», экранизация оперы Вагнера (1841) 1980-х гг.;
«Тангейзер» (1845), опера Вагнера в концертном исполнении 1957 г. в Большом зале Маосковской консерватории п. у. С.А. Самосуда;
«Тангейзер» (1845), опера Вагнера в Оперном театре г. Риги в 1959 г.;
«Лоэнгрин» (1848), опера Вагнера на сцене Мариинского (Кировского) театра в СПб. (Ленинграде) в начале 1980-х гг. - Исполнительство музыкальное:
Перфекционизм как ведущая тенденция с 1960-х гг. - Муссолини Бенито (1883—1945), итальянский государственный деятель:
Д’Аннунцио Габриэле (1863— 1938), как провозвестник Муссолини - Театр современный мировой:
Классика, как объект режиссерского произвола в современном театре, роль В.Э. Мейерхольда как основоположника этой тенденции - Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), русский и советский режиссер и актер:
«Борис Годунов» (1874), опера М.П. Мусоргского в постановке В.Э. Мейерхольда в Мариинском театре в СПб. (1908) - Венская государственная опера (Австрия):
«Борис Годунов» (1874), опера М.П. Мусоргского в постановке Венской оперы 1990-х гг.
«Пиковая дама» (1890), опера П.И. Чайковского в постановке Венской оперы 1990-х гг. - Цюрихский оперный театр (Швейцария):
Режиссура оперных постановок 1990—2000-х гг. - Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
Мировосприятие Вагнера;
«Летучий голландец» (1841), опера Вагнера в сопоставлении с «Демоном» М.Ю. Лермонтова / А.Г. Рубинштейна;
Культ Вагнера в Германии как общественное явление
Реформа оперного театра Вагнера и ее принципиальная нежизнеспособность - Лермонтов М.Ю. (1814—1841):
«Демон» Лермонтова М.Ю. / Рубинштейна А.Г. в сопоставлении с «Летучим голландцем» Рихарда Вагнера - Оперная режиссура:
Покровский Борис Александрович (1912—2009) и его роль в насаждении принципов ложного реализма в опере - Покровский Борис Александрович (1912—2009), оперный режиссер:
«Евгений Онегин» (1878), опера П.И. Чайковского в постановке Б.А. Покровского в Московском Большом театре в 1992 г. - Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
Роль фестивалей как хранителя авторской вагнеровской традиции; отказ от этой роли как обессмысливание их существования
Предания и поверья Невского проспекта
- Беляев Михаил Дмитриевич (1884—1956):
Как автор мемуаров «Невский проспект» (опубл.: Мосты. — Франкфурт-на-Майне, 2007. — № 15) - Невский проспект в Санкт-Петербурге:
В воспоминаниях Беляева М.Д., Крандиевской Наталии Васильевны (1888—1963);
В освещении постсоветских «краеведов» - Ахматова Анна Андреевна:
Ахматова и Раневская Фаина Григорьевна
Открытое письмо главному редактору телеканала 3 SAT:
- Колониализм:
Несостоятельность этого понятия по отношению к СССР - Русофобия:
Как проявление исторической неблагодарности по отношению к России и к СССР - Седа, русскоязычный анклав в Латвии
- Антигитлеровская коалиция:
Союзники СССР в ней, их линия в ходе войны и позиция в «германском вопросе» вплоть до воссоединения Германии
- Пулэнк Франсис (1899—1963), французский композитор:
«Беседы кармелиток» (1957), опера Ф. Пулэнка в связи с ее показом 20.01.2008 по телеканалу 3 SAT (ФРГ) в постановке Гамбургской государственной оперы - Цареубийства:
Отношение к ним традиционного германского менталитета - Левое сознание:
Его верность революционным «идеалам» в России и на Западе;
Вторая мировая война и ее роль в политическом сдвиге западной интеллигенции влево;
Будапештское восстание 1956 г. и поправение западной интеллигенции;
Господствующая роль левого сознания в СМИ Запада - Опера XX века:
Новаторство и архаика в опере XX в.;
Мусоргский М.П. и его традиции в опере XX в. - Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), рус. композитор:
Традиции Мусоргского в опере XX в.
- Мантенья Андреа (1431—1506), итальянский живописец и гравер:
Выставка Мантеньи в Лувре (Париж) 26.09.2008 — 05.01.2009;
Творческий путь Мантеньи, эволюция его искусства;
Мантенья и «классическое искусство» XVI века
- Халс (Гальс) Франс (1582/3—1666), голландский живописец харлемской школы:
«Франс Халс и харлемские мастера золотого века», выставка в Кунстхалле Хипо-Культурфонда (Мюнхен) 13.02 — 07.06.2009 - Харлемская (гаарлемская) школа голландской живописи XVII в.
- Барбизонская школа (школа Фонтенбло) французской живописи XIX в.
- Египетский музей и Собрание папирусов в Берлине:
Выставка шедевров в Египетском собрании в Мюнхене 17.03 — 30.08.2009; - Амарна (Ахетатон), столица Египта в XIV в. до Р.Х.:
Искусство Амарны - Иконопись в России XVII века:
Проблема ее стиля - Древнеримское искусство I в. до Р.Х. — I в. по Р.Х.:
Как составная часть быта на виллах в Неаполитанском заливе (Выставка «Роскошь и декаданс: Жизнь древних римлян в Неаполитанском заливе» в Гос. Археологическом собрании Мюнхена 07.02 — 30.08.2009) - Экспозиция в художественных музеях Западной Европы:
Соотношение экспозиции и запасников - Обнаженное тело:
Античное искусство и обнаженное тело
- Баварская гос. библиотека (Мюнхен):
- Выставки рукописей и редких книг в ее «Сокровищнице»
- Каролингское книжное искусство IX в.:
На выставке «Книги для ученых» в Баварской гос. библиотеке (Мюнхен);
Псалтирь североитальянская лицевая IX в. на выставке «Книги для ученых» - «Железный занавес»:
Его пагубные последствия для русской культуры - Матисс Анри (1869—1954), французский живописец и график:
«Матисс: Люди, маски, модели», выставка в Гамбурге (ФРГ)
(Художественный форум Буцериус, 31.01 — 19.04.2009);
Эволюция творчества Матисса - Приоритеты России: их замалчивание на Западе
- «Русские сезоны» С.П. Дягилева:
Выставка к их 100-летию в Немецком театральном музее (Мюнхен) 18.02 — 01.06.2009;
«Русские сезоны» С.П. Дягилева и проблема балетного костюма - Нижинский Вацлав Фомич (1889/1890—1950), русский танцовщик, балетмейстер:
Балетная карьера Нижинского на выставке «Танец красок: Глаз Нижинского и абстракция» на Форуме Хубертуса Вальда в Кунстхалле Гамбурга 20.05 — 16.08.2009;
Нижинский как художник-график на выставке «Танец красок»;
Нижинский в записях его «Дневника» (русский как духовное состояние; слова и речь) - Русский:
Как духовное состояние - Речь:
Слова не тождественны речи - Дега Эдгар (1834—1917), французский живописец, график, скульптор:
«Эдгар Дега: Сокровенность и поза», выставка на Форуме Хубертуса Вальда в Кунстхалле Гамбурга (ФРГ) 06.02 — 03.05.2009;
Имиджмейкерство как неотъемлемое свойство человека в скульптуре, живописи и графике Дега;
Скульптура Дега;
Графика Дега (мир борделей в ней) - Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
«“Дорогой друг…”: Марсель Пруст в зеркале его переписки»,
выставка в литературном доме Мюнхена (ФРГ) 23.03 — 07.06. 2009;
Жизнь и творчество Пруста в отражении коллекции Райнера Шпека (Кёльн) на выставке в Литературном доме Мюнхена (первопечатные издания, рукописи Пруста, подлинные документы и фотографии, фоно- и видеограммы) - Леонардо да Винчи (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, писатель, музыкант:
Портрет Леонардо да Винчи (т. н. «Автопортрет Леонардо»), его обнаружение в местечке Вальо близ г. Потенцы (Италия, провинция Базиликата) в 2009 г. и выставка весной — летом 2009 г. в Вальо и Риме;
Т. н. «Автопортрет Леонардо» и проблема его авторства
Рецензии
Робер Сабатье. Африканский китаец / Sabatier Robert. Le Chinois d’Afrique. — Paris, 1966
- Сабатье Робер (р. 1923), французский писатель:
«Африканский китаец» (1966), роман Р. Сабатье - Отчуждение:
Отчуждение во французском романе 1960-х гг. - «Выкорчеванность»:
«Выкорчеванность» во французском романе 1960-х гг. - Оккупация (немецкая), коллаборационизм и освобождение:
Во французском романе 1960-х гг. - Гомосексуализм:
Во французском романе 1960-х гг. - Сатира социальная:
Во французском романе 1960-х гг.
Жозе Кабанис. Битва при Тулузе / Cabanis José. La Bataille de Toulouse. — Paris, 1966
- Кабанис Жозе (1922—2000), французский писатель и эссеист:
«Битва при Тулузе» (1966), роман Ж. Кабаниса - Роман:
«Роман о романе» во французской литературе 1960-х гг.
Маргерит Дюра. Английская возлюбленная / Duras Marguerite. L’Amante anglaise. — Paris, 1967
- Дюра Маргерит (1914—1996), французская писательница:
«Английская возлюбленная» (1967), роман М. Дюра - Отчуждение:
Отчуждение во французском романе 1960-х гг.
Р.-М. Альберес. Метафорфозы романа / Albérès R.-M. Métamorphoses du roman. — Paris, 1966
- Альберес Ренэ Марилль (1922—1982), французский литературовед, литературный критик и писатель:
Метаморфозы романа (1966) очерк Р.-М. Альбареса о модернистском романе XX в. - Роман:
Роман в модернистской литературе XX в.
Мишель Рагон. В четырех стенах / Ragon Michel. Les quatre murs. — Paris, 1966
- Рагон Мишель (р. 1924), французский романист, художественный и литературный критик, писатель по вопросам архитектуры и градостроительства:
«В четырех стенах» (1966), роман М. Рагона - Кастовость:
Социальная кастовость согласно французскому роману 1960-х гг.;
Кастовость творческих профессий, согласно французскому роману 1960х гг. - Конформизм:
Творческий конформизм как залог успеха согласно французскому роману 1960-х гг. - Стандартизация:
Стандартизация современной жизни согласно французскому роману 1960х гг. - Поколения:
Непреодолимость рубежа поколений согласно французскому роману 1960х гг. - Архитектура XX века:
«Новый дух в архитектуре» согласно французскому роману 1960-х гг.
Жорж Бордонов. Копья Иерусалима / Bordonove Georges. Les Lances de Jérusalem. — Paris, 1966
- Бордонóв Жорж (1920—2007), французский историк и писатель:
«Копья Иерусалима» (1966), исторический роман Ж. Бордонова - Крестовые походы:
Второй Крестовый поход во французском романе 1960-х гг. - Кинематограф западный 1960-х гг.:
Исторические фильмы в нем
- Бодлер Шарль (1821—1867), французский писатель:
«Неизданные письма к родным» (1966), публикация 95 писем 1832—1864 гг., в основном (74) детских и юношеских (1832—1840);
Биография Бодлера в 1832—1840 гг.;
Литературные и художественные вкусы Бодлера в юности
Марсель Плантевинь. С Марселем Прустом / Plantevignes Marcel. Avec Marcel Proust. — Paris, 1966
- Плантевинь Марсель (1889 — после 1966), близкий знакомый французского писателя Марселя Пруста в 1908—1914 гг.:
«С Марселем Прустом» (1966), мемуары Марселя Плантевиня о встречах с Марселем Прустом в 1908—1914 гг. - Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
Биография Пруста в 1908—1914 гг.;
Личность Пруста;
Литературные вкусы Пруста;
«В поисках утраченного времени», цикл романов Пруста (творческая история; прототипы персонажей и ситуаций; ономастика)
- Джексон Элизабет Р., американский (США) литературовед и переводчик:
«Непроизвольная память в творчестве Марселя Пруста» (1966), исследование Элизабет Р. Джексон на основе ее докторской диссертации, защищенной в Парижском университете — Сорбонна в 1963 г. (руководитель Антуан Адан) - Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
Мироощущение Пруста (роль непроизвольной памяти в нем);
Мировоззрение Пруста (вопрос противоречия между именем и сущностью)
Мировоззрение Пруста и философия Анри Бергсона (1859—1941) (снятость проблемы к 1960-м годам)
Леонардо да Винчи. Сказки, легенды, притчи. — Л.: Детская лит., 1983
- Леонардо да Винчи (1452—1513), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, писатель, музыкант:
«Сказки, легенды, притчи» (1983), сборник прозы Леонардо да Винчи в обработке на русском языке для юношеского возраста (негативная оценка издания) - Детская и юношеская литература (зарубежная):
Литературная обработка для детей и юношества произведений зарубежной литературы для взрослого читателя (принципы);
Леонардо да Винчи. Сказки, легенды, притчи. — Л.: Детская литература, 1983 (негативная оценка издания)
Пьер Корнель. Пьесы. — М.: Моск. рабочий, 1984
- Корнель Пьер (1606—1684), французский драматург:
«Пьесы» (1984) Пьера Корнеля («Сид», «Гораций», «Цинна», «Никомед», «Иллюзия») в «Школьной библиотеке» издательства «Моск. рабочий» (состав сборника, отбор переводов, качество предисловия);
«Сид» (1637), трагикомедия Пьера Корнеля, ее проблематика - Классицизм во французской драматургии XVII века (его театральная система)
- Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955), рус. поэт и переводчик:
Трагикомедия Пьера Корнеля «Сид» в переводе М.Л. Лозинского - Переводы литературные:
Переиздание уже существующего высококачественного перевода произведения как желаемая норма издательской практики
Н. Дмитриева, Н. Виноградова. Искусство Древнего мира. — М.: Детская лит., 1986
- Искусство Древнего мира (первобытный строй, Египет, Передняя Азия, Индия, Китай) (очерки для детей среднего и старшего школьного возраста)
- Первобытное искусство, его синкретизм
- Искусство Древнего Египта:
Как составная часть религиозного культа;
Недопустимость модернизации в подходе к нему - Детская и юношеская литература (искусствоведение для детей и юношества):
Его отличие от обычного популярного искусствоведения
Микеланджело Буонарроти. Лирика. — Л.: Детская лит., 1987
- Микеланджело Буонарроти (1475—1564), итал. скульптор, живописец, архитектор, поэт:
«Лирика» (1987), сборник стихотворений Микеланджело Буонарроти в версии на русском языке для юношества (негативная оценка издания);
Лирика Микеланджело — история ее восприятия в Италии, немецкоязычном мире и России:
Лирика Микеланджело (общая характеристика) - Детская и юношеская литература (художественная):
Переводы для детей и юношества произведений зарубежной художественной литературы для взрослого читателя (недопустимость халтуры);
Микеланджело Буонарроти. Лирика. — Л.: Детская литература, 1987 (негативная оценка издания)
Евграф Кончин. Как рождается музей. — М.: Детская лит., 1988
- Коллекции произведений изобразительного искусства:
Как одни из источников возникновения художественных музеев (очерки для детей младшего школьного возраста) - Третьяков Павел Михайлович (1832—1898), русский предприниматель, филантроп, собиратель произведений рус. искусства:
Его роль в формировании и поддержке «идейного реализма в русском искусстве - Суриков Василий Иванович (1848—1916), рус. живописец:
Особенности его историзма (прошлое в настоящем) - Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926), рус. живописец:
Богатство воображения при ограниченности колорита - Корин Павел Дмитриевич (1892—1967), сов. живописец:
Взвинченность и искусственность, холодность его живописи - Детская и юношеская литература (искусствоведение для детей и юношества):
«Почвенничество» в ней - «Почвенничество» в детской и юношеской литературе (искусствоведческой)
Реферат
- Траар Пьер, французкий литературовед
- Бодлер Шарль (1821-1867), французкий писатель:
Место Бодлера во французкой поэзии
Письма Флобера из коллекции автографов кн. А.И. Урусова
- Флобер Гюстав (1821—1880), французский писатель:
Письма Флобера 1866—1871 гг. (публикации неизданных писем);
Биография Флобера в его неизданных письмах 1866—1871 гг. - Урусов Александр Иванович князь (1843—1900):
Как литератор и коллекционер автографов
Пьеса А.А. Ахматовой «Пролог (Сон во сне)»
- Ахматова А.А. (1889—1966), русская писательница:
«Пролог (Сон во сне)», незавершенная пьеса Ахматовой в стихах и прозе (история создания);
«Пролог (Сон во сне)», публикация фрагментов из собрания Гос. Национальной библиотеки (СПб.) и попытка их композиции - «Новый роман» во французской литературе:
«Новый роман» и Ахматова А.А. - Ахматова А.А.:
Ахматова А.А. и «Новый роман» во французской литературе;
Ахматова А.А. и Гюисманс Ж.-К. (1848—1907);
Ахматова А.А. и «Энума Элиш» (древневавилонская поэма о сотворении мира и поколениях богов) - Алайский рынок (Ташкент) в годы войны 1941—1945 гг.
- Раков Лев Львович (1904—1970), историк:
Биографические сведения;
Лэди Черчилль Клементина о Л.Л. Ракове;
Раков Л.Л. и Кузмин М.А. (1872—1936);
Раков Л.Л. и Ахматова А.А. - Ахматова А.А.:
Ахматова А.А. и Раков Л.Л. - Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна (1885—1945), актриса и художница:
Как танцовщица в отзыве вел. кн. Кирилла Владимировича - Кирилл Владимирович (1876—1938), великий князь из дома Романовых, в эмиграции претендент на русский престол:
О.А. Глебова-Судейкина как танцовщица в его отзыве - Гумилев Николай Степанович (1886—1921), рус. писатель:
«Гондла» (1916), драматическая поэма Гумилева, и Ахматова А.А. - Ахматова А.А.:
Ахматова А.А. и «Гондла» (1916), драматическая поэма Гумилева Н.С.;
Ахматова А.А. и Бодлер Шарль (1821—1867);
Ахматова А.А. и Фрейд Зигмунд (1856—1939);
Ахматова А.А. и Берлин Исайя, сэр (1909—1997;
Ахматова А.А. и Тагор Рабиндранат (образ Последней Беды);
Ахматова А.А. и «Фултонская речь» (1946) сэра У. Черчилля;
Ахматова А.А. и Сталин И.В.;
Молчание творческое Ахматовой А.А. в 1925—1935 и 1946—1955 гг. - Черчилль Уинстон сэр (1874—1965):
«Фултонская речь» (1946) Черчилля и Ахматова А.А. - Ахматова А.А.:Ахматова А.А. и Джойс Джеймс (1882—1941) (роман «Улисс», 1922);
Ахматова А.А. и Флобер Гюстав (1821—1880) (роман «Г-жа Бовари», 1856);
Ахматова А.А. и Данте Алигьери («Божественная комедия», ч. 1. — «Ад»);
Ахматова А.А. и Вийон Франсуа (1431 — после 1463) («Большое завещание», 1461);
Ахматова А.А. и А.С. Пушкин (Стихотворение «Была пора…», 1836);
Ахматова А.А. и Солженицын А.И. (запись им для нее его рязанского адреса в конце 1962 г.)
Рильке. Из «Рассказов о Господе Боге».
- Рильке Райнер Мария (1875—1926), австрийский писатель:
«Рассказы о Господе Боге» («Истории о Боженьке») (1900), цикл Рильке;
Из «Рассказов о Господе Боге», публикация четырех рассказов, переведенных на русский язык ок. 1927 г. Эфросом А.М. (1888—1954) - Бог:
Бог как непосредственная реальность в представлении Райнера Марии Рильке (1875—1926) - Микеланджело Буонарроти (1475—1564):
Как демиург, соревнователь Богу в представлении Р.М. Рильке - Россия (в представлении западноевропейских писателей):
Россия и Рильке Райнер Мария (1875—1926) - Эфрос Абрам Маркович (1888—1954), критик, искусствовед, литературовед, переводчик, музейный работник:
Биографические сведения, личность, общественная позиция - Интеллигенция (российская) дореволюционной формации и советская власть:
Эфрос Абрам Маркович (1888—1954)
- Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), рус. писатель и композитор:
Публикация текстов Кузмина: «Автобиография» (ок. 1922); «Список отдельных книг М.А. Кузмина» (ок. 1923); Ответы 1928 г. на анкету «Словаря современников» Г.Г. Бродерсена (неосуществленного); стихотворений — Отрывок (Ах, Федя, спустимся к реке…) (1894); Как воздух полн морскими травами… (1909); Не верил я разлуке навсегда… (1909); Крепче, крепче мне помогай… (1911); Сердце, биться так не надо… (1910-е); В горнице затворимся… (1910-е); Дорога тяжелая, черная, пыльная… (1923—1924);
Поэзия Кузмина (характеристика);
Фет А.А. (1820—1892) и Кузмин;
Д’Аннунцио Габриэле (1863—1938) и Кузмин;
Издания произведений Кузмина (характеристика): Собрание стихотворений в 3-х т. (Мюнхен, 1977—1978); Проза в 12-ти т. и Театр в 2-х кн. — Беркли (Калифорния), 1984—2000; Стихотворения (СПб.: Новая б-ка поэта, 1996 и 2000);
Биография М.А. Кузмина в свете его «Автобиографии» - Шмаков Геннадий Григорьевич (1940—1988), критик и переводчик:
Как основоположник современного изучения творчества М.А. Кузмина - Сологуб Федор Кузьмич (1863—1927), рус. писатель:
Стихотворения. — Л.: Б-ка поэта. Большая серия, 1978 (характеристика издания) - Чичерин Георгий (Юрий) Васильевич (1872—1936), рос. политический деятель, советский нарком иностранных дел:
Д’Аннунцио Габриэле (1863—1938) и Чичерин (их встреча в 1922 г.)
- Marcel Proust: impressionist-classicist tensions
(рус. текст: Толмачев М.В. Бутылка в море. — М., 2002. — С. 416—424) - «La Mort de Néron» de Mikhail Kouzmine: Quelques refléxions sur l’aspect philosophique de la pièce (рус. текст. — Тоже. — С. 91—102)
- Bayreuthsdämmerung: Bayreuther Festspiele 2003
(адаптированный перевод; полный рус. текст: Лит. европеец. — Frankfurt a.M., 2005. — № 83, янв. — С.32—35)
- Контакты / Contacts
Tel: +49-89-158-920-73
+7-910-439-04-32
mikhail.tolmachev.1935@yandex.ru