- Наскальные доисторические изображения Тассили на выставке в Париже в 1957—1958 гг.
- Тассили (Тассилин-Аджер), плато в Центральной Сахаре (Алжир):
Наскальные доисторические изображения Тассили
- Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
Эстетика Пруста в его высказываниях и в творческой практике цикла романов «В поисках утраченного времени»
Великая Французская революция и свобода слова
- Революция 1789—1794 гг. во Франции («Великая»):
Свобода слова / печати в ходе революции
- Фарнезе, знатный итальянский род XVI—XVIII вв.:
Коллекционирование семьей Фарнезе произведений античного и современного ей искусства;
Выставка «Блеск Фарнезе» 1995 г. в Колорно / Парме — Мюнхене — Неаполе, посвященная собирательской деятельности Фарнезе - Неаполь, город в Италии:
Национальный археологический музей, его история;
Каподимонте, музей (Национальный музей и галереи Каподимонте), его история
- Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
«Валькирия» (1870), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга»;
«Валькирия», постановка оперы Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга (Германия) в 2001 г.
- Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
«Зигфрид» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга»;
«Зигфрид», постановка оперы Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга (Германия) в 2002 г.
- Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
Биографические сведения о Кузмине, в т. ч. О его работе над музыкальными произведениями религиозного и оперного характера - Чичерин Георгий (Юрий) Васильевич (1872—1936), российский политический деятель, советский нарком иностранных дел:
Биографические сведения о Чичерине - Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
Письма Кузмина Чичерину Г.В. из собрания Гос. национальной библиотеки (СПб.) 1900—1903, 1914 гг. (вопросы эстетики, музыки, национального начала в искусстве и жизни) - Церковная музыка Древней Руси:
Единогласие и многоголосие в ней (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.) - Русское национальное начало в искусстве и жизни (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)
- Церковная музыка в России в XVIII—XIX вв.:
Национальное начало в ней (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.) - Церковная и религиозная музыка в России конца XIX — начала XX в. (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)
- Нюрнберг (Германия):
Оперный театр в сезон 2002—2003 г.;
Филармонический сезон 2002—2003 г. - Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
«Золото Рейна» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга» в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г. - Моцарт Вольфганг Амадеус (1756—1791), австрийский композитор:
«Дон Жуан» (1787), опера Моцарта в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г. - Опера:
Режиссура оперных спектаклей в Западной Европе в конце XX — начале XXI в. (основные принципы) - Бриттен Бенджамин (1913—1976), английский композитор:
«Питер Граймз» (1945), опера Бриттена в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
- Малер Густав (1860—1911), австрийский композитор:
Шестая симфония (1906) Малера в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра под управлением Филиппа Огэна в сезон 2002—2003 г. - Кальман Имре (Эммерих), австро-венгерский композитор:
«Марица» («Графиня Марица») (1924), оперетта Кальмана в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г. - Чайковский Петр Ильич (1840—1893), русский композитор:
«Франческа да Римини», увертюра-фантазия Чайковского в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра по управлением Александра Анисимова (Дублин, Ирландия) в сезон 2002—2003 г.
Первая симфония Чайковского в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра под управлением Александра Анисимова (Дублин, Ирландия) в сезон 2002—2003 г. - Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943), русский композитор:
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1910) Рахманинова в исполнении Барри Дагласа и Нюрнбергского филармонического оркестра в сезон 2002—2003 г. - Глюк (Глук) Кристоф Виллибальд (1714—1787), немецкий композитор:
«Ифигения в Тавриде» (1781), опера Глюка в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2001—2002 г.
Послесловие к «Пушкинскому дому» М.Д. Беляева
- Пушкинский Дом (Институт русской литературы Российской академии наук):
История Пушкинского Дома в 1905—1958 гг. - Литературный музей (Гос.), Москва:
ГЛМ в 1930-х гг. - Пушкинская выставка (Всесоюзная) 1937 г.:
Ее состав - Пушкин А.С.:
Пушкинский юбилей 1937 г. и советская власть;
«Евгений Онегин» как литературная энциклопедия;
Пушкинские музеи (мемориальные) как общественное явление;
Пушкинизм как общественное явление;
Пушкин-рисовальщик
- Беляев Михаил Дмитриевич (1884—1956), литературовед, музейный работник, мемуарист, автор мемуаров «Пушкинский Дом (опубл.: Мосты. — Франкфурт-на-Майне, 2004. — № 2), «Невский проспект» (То же. — 2007. — № 15), «Воспоминания об Алексее Максимовиче Пешкове и его окружении» (опубл.: Библиография. — М., 1992. — №№3-6):
М.Д. Беляев как писатель - Беляева Маргарита Ильинична (1905—1976), жена М.Д. Беляева, дактилографист-дешифрант архивных материалов на французском и русском языках
- «Коллегиальность» в советской политической жизни 1950-х гг.
- Славистика:
Международный съезд славистов в Москве в сентябре 1958 г. - Финляндия:
Советско-финляндские отношения перед войной 1939—1940 гг. - Российская академия наук (до 1991 г. Академия наук СССР):
«Чистка» 1929 г.;
«Дело историков» 1930 г. - Франция:
Резидентура советская во Франции 1920—1930-х гг. - «Режимные города» в СССР:
Для лиц иностранного происхождения во время войны 1941—1945 гг.;
Для лиц, отбывших заключение (по политическим мотивам) - Либерализм в России:
Его роль в расшатывании государственного строя в конце XIX — начале XX в.
- Эдиция:
Комментирование в историко-литературных публикациях, его принципы
- Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
Фестиваль 2003 г.
- Байрёйтский фестивальный театр, дом Вагнера (вилла Ванфрид) и семья Вагнер в 1945—1957 гг.
- Байрёйтский фестивальный театр:
Как оперное здание нового типа - Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
Вагнер и Гитлер - Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
Режиссура постановок после 1957 г. (основные тенденции) - Театр современный мировой:
Режиссура последних десятилетий (основные тенденции) - Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
«Тангейзер» (1845), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.
«Летучий голландец» (1841), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.;
«Лоэнгрин» (1848), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.;
«Золото Рейна» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга» на Байрёйтском фестивале конца 1990-х гг.;
«Парсифаль» (1882), опера Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга середины 1990-х гг.;
«Летучий голландец», экранизация оперы Вагнера (1841) 1980-х гг.;
«Тангейзер» (1845), опера Вагнера в концертном исполнении 1957 г. в Большом зале Маосковской консерватории п. у. С.А. Самосуда;
«Тангейзер» (1845), опера Вагнера в Оперном театре г. Риги в 1959 г.;
«Лоэнгрин» (1848), опера Вагнера на сцене Мариинского (Кировского) театра в СПб. (Ленинграде) в начале 1980-х гг. - Исполнительство музыкальное:
Перфекционизм как ведущая тенденция с 1960-х гг. - Муссолини Бенито (1883—1945), итальянский государственный деятель:
Д’Аннунцио Габриэле (1863— 1938), как провозвестник Муссолини - Театр современный мировой:
Классика, как объект режиссерского произвола в современном театре, роль В.Э. Мейерхольда как основоположника этой тенденции - Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), русский и советский режиссер и актер:
«Борис Годунов» (1874), опера М.П. Мусоргского в постановке В.Э. Мейерхольда в Мариинском театре в СПб. (1908) - Венская государственная опера (Австрия):
«Борис Годунов» (1874), опера М.П. Мусоргского в постановке Венской оперы 1990-х гг.
«Пиковая дама» (1890), опера П.И. Чайковского в постановке Венской оперы 1990-х гг. - Цюрихский оперный театр (Швейцария):
Режиссура оперных постановок 1990—2000-х гг. - Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
Мировосприятие Вагнера;
«Летучий голландец» (1841), опера Вагнера в сопоставлении с «Демоном» М.Ю. Лермонтова / А.Г. Рубинштейна;
Культ Вагнера в Германии как общественное явление
Реформа оперного театра Вагнера и ее принципиальная нежизнеспособность - Лермонтов М.Ю. (1814—1841):
«Демон» Лермонтова М.Ю. / Рубинштейна А.Г. в сопоставлении с «Летучим голландцем» Рихарда Вагнера - Оперная режиссура:
Покровский Борис Александрович (1912—2009) и его роль в насаждении принципов ложного реализма в опере - Покровский Борис Александрович (1912—2009), оперный режиссер:
«Евгений Онегин» (1878), опера П.И. Чайковского в постановке Б.А. Покровского в Московском Большом театре в 1992 г. - Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
Роль фестивалей как хранителя авторской вагнеровской традиции; отказ от этой роли как обессмысливание их существования
Предания и поверья Невского проспекта
- Беляев Михаил Дмитриевич (1884—1956):
Как автор мемуаров «Невский проспект» (опубл.: Мосты. — Франкфурт-на-Майне, 2007. — № 15) - Невский проспект в Санкт-Петербурге:
В воспоминаниях Беляева М.Д., Крандиевской Наталии Васильевны (1888—1963);
В освещении постсоветских «краеведов» - Ахматова Анна Андреевна:
Ахматова и Раневская Фаина Григорьевна
Открытое письмо главному редактору телеканала 3 SAT:
- Колониализм:
Несостоятельность этого понятия по отношению к СССР - Русофобия:
Как проявление исторической неблагодарности по отношению к России и к СССР - Седа, русскоязычный анклав в Латвии
- Антигитлеровская коалиция:
Союзники СССР в ней, их линия в ходе войны и позиция в «германском вопросе» вплоть до воссоединения Германии
- Пулэнк Франсис (1899—1963), французский композитор:
«Беседы кармелиток» (1957), опера Ф. Пулэнка в связи с ее показом 20.01.2008 по телеканалу 3 SAT (ФРГ) в постановке Гамбургской государственной оперы - Цареубийства:
Отношение к ним традиционного германского менталитета - Левое сознание:
Его верность революционным «идеалам» в России и на Западе;
Вторая мировая война и ее роль в политическом сдвиге западной интеллигенции влево;
Будапештское восстание 1956 г. и поправение западной интеллигенции;
Господствующая роль левого сознания в СМИ Запада - Опера XX века:
Новаторство и архаика в опере XX в.;
Мусоргский М.П. и его традиции в опере XX в. - Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), рус. композитор:
Традиции Мусоргского в опере XX в.
- Мантенья Андреа (1431—1506), итальянский живописец и гравер:
Выставка Мантеньи в Лувре (Париж) 26.09.2008 — 05.01.2009;
Творческий путь Мантеньи, эволюция его искусства;
Мантенья и «классическое искусство» XVI века
- Халс (Гальс) Франс (1582/3—1666), голландский живописец харлемской школы:
«Франс Халс и харлемские мастера золотого века», выставка в Кунстхалле Хипо-Культурфонда (Мюнхен) 13.02 — 07.06.2009 - Харлемская (гаарлемская) школа голландской живописи XVII в.
- Барбизонская школа (школа Фонтенбло) французской живописи XIX в.
- Египетский музей и Собрание папирусов в Берлине:
Выставка шедевров в Египетском собрании в Мюнхене 17.03 — 30.08.2009; - Амарна (Ахетатон), столица Египта в XIV в. до Р.Х.:
Искусство Амарны - Иконопись в России XVII века:
Проблема ее стиля - Древнеримское искусство I в. до Р.Х. — I в. по Р.Х.:
Как составная часть быта на виллах в Неаполитанском заливе (Выставка «Роскошь и декаданс: Жизнь древних римлян в Неаполитанском заливе» в Гос. Археологическом собрании Мюнхена 07.02 — 30.08.2009) - Экспозиция в художественных музеях Западной Европы:
Соотношение экспозиции и запасников - Обнаженное тело:
Античное искусство и обнаженное тело
- Баварская гос. библиотека (Мюнхен):
- Выставки рукописей и редких книг в ее «Сокровищнице»
- Каролингское книжное искусство IX в.:
На выставке «Книги для ученых» в Баварской гос. библиотеке (Мюнхен);
Псалтирь североитальянская лицевая IX в. на выставке «Книги для ученых» - «Железный занавес»:
Его пагубные последствия для русской культуры - Матисс Анри (1869—1954), французский живописец и график:
«Матисс: Люди, маски, модели», выставка в Гамбурге (ФРГ)
(Художественный форум Буцериус, 31.01 — 19.04.2009);
Эволюция творчества Матисса - Приоритеты России: их замалчивание на Западе
- «Русские сезоны» С.П. Дягилева:
Выставка к их 100-летию в Немецком театральном музее (Мюнхен) 18.02 — 01.06.2009;
«Русские сезоны» С.П. Дягилева и проблема балетного костюма - Нижинский Вацлав Фомич (1889/1890—1950), русский танцовщик, балетмейстер:
Балетная карьера Нижинского на выставке «Танец красок: Глаз Нижинского и абстракция» на Форуме Хубертуса Вальда в Кунстхалле Гамбурга 20.05 — 16.08.2009;
Нижинский как художник-график на выставке «Танец красок»;
Нижинский в записях его «Дневника» (русский как духовное состояние; слова и речь) - Русский:
Как духовное состояние - Речь:
Слова не тождественны речи - Дега Эдгар (1834—1917), французский живописец, график, скульптор:
«Эдгар Дега: Сокровенность и поза», выставка на Форуме Хубертуса Вальда в Кунстхалле Гамбурга (ФРГ) 06.02 — 03.05.2009;
Имиджмейкерство как неотъемлемое свойство человека в скульптуре, живописи и графике Дега;
Скульптура Дега;
Графика Дега (мир борделей в ней) - Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
«“Дорогой друг…”: Марсель Пруст в зеркале его переписки»,
выставка в литературном доме Мюнхена (ФРГ) 23.03 — 07.06. 2009;
Жизнь и творчество Пруста в отражении коллекции Райнера Шпека (Кёльн) на выставке в Литературном доме Мюнхена (первопечатные издания, рукописи Пруста, подлинные документы и фотографии, фоно- и видеограммы) - Леонардо да Винчи (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, писатель, музыкант:
Портрет Леонардо да Винчи (т. н. «Автопортрет Леонардо»), его обнаружение в местечке Вальо близ г. Потенцы (Италия, провинция Базиликата) в 2009 г. и выставка весной — летом 2009 г. в Вальо и Риме;
Т. н. «Автопортрет Леонардо» и проблема его авторства