Сборник составлен из работ 1957-2000 гг.,
посвященных вопросам литературы и искусства,
как обнародованных, так и публикуемых впервые.
М.: Д. Аронов, 2002. — 560 с., ил.
Текст этого издания перед помещением в Интернет просмотрен и откорректирован. Таким образом, редакция «Бутылки в море» в Интернете является дефинитивной.
К читателю будущего.
Стендаль
СОДЕРЖАНИЕ:
Ахматова в изобразительном искусстве
- Ахматова Анна Андреевна (1889—1966), рус. писательница:
Портреты Ахматовой 1910—1965 гг.
Анна Ахматова
Попытка воспоминаний
- Ахматова Анна Андреевна:
Биография Ахматовой 1962—1965 гг.;
Литературные вкусы и высказывания Ахматовой
У забытой могилы в Сан Ремо
Памяти Любови Александровны Недоброво
- Недоброво Любовь Александровна (1875—1924), общественная деятельница, жена поэта Недоброво Н.Н.:
Жизненный путь Недоброво Л.А.;
Отношения Недоброво Л.А. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг. - Недоброво Николай Владимирович (1882—1919), поэт:
Жизненный путь Недоброво Н.В.;
Отношения Недоброво Н.В. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.
- Ахматова Анна Андреевна:
Биография Ахматовой 1904—1954 гг. - Анреп Борис Васильевич фон (1883—1969), художник и поэт:
Отношения Анрепа Б.В. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.
- Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
Место Кузмина М.А. в русской литературе
Нерон и другие
К выходу в свет «Театра» Михаила Кузмина
- Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
Место Кузмина в истории русской поэзии, прозы, драматургии;
Кузмин А.М. Театр: В 4-х т. (двух книгах). — Berkeley, 1994—1995 (отзыв об издании);
Кузмин М.А. Смерть Нерона (проблематика пьесы);
Похороны В.И. Ленина в восприятии М.А. Кузмина - Ленин В.И.:
Похороны В.И. Ленина в восприятии М.А. Кузмина - Удел человеческий:
Как понятие философии экзистенциализма - Недостижимое:
Стремление к недостижимому, как черта мироощущения - Бунт против миропорядка:
Как черта мироощущения
Некоторые аспекты содержания пьесы Михаила Кузмина «Смерть Нерона»
- Кузмин Михаил Алексеевич:
Интерес к личности и творчеству Кузмина с конца XX века;
Кузмин М.А. Смерть Нерона (проблематика пьесы);
Кузмин М.А. как предшественник драматургии А. Камю;
Кузмин М.А. и христианство - Удел человеческий:
Бунт против него у М.А. Кузмина и А. Камю - Красота:
Как искусственное у героев М.А. Кузмина и А. Камю - Власть:
Артистизм личности властителя как черта, несовместимая с достодолжным отправлением своих обязанностей, в представлении М.А. Кузмина и А. Камю
- «Живая жизнь»:
Насилие над ней, его губительность в представлении М.А. Кузмина и А. Камю - Смерть:
Достойное поведение перед лицом неизбежной смерти - Историография античности:
Проблема ее достоверности - Православная русская церковь:
«Религиозный Ренессанс» конца XIX — начала XX в. и православная русская церковь
«…Всему, что у меня есть лучшего, я научился у вас…»
По страницам писем Н.С.Гумилева к В.Я.Брюсову
- Гумилев Николай Степанович (1886—1921), русский писатель:
Переписка Гумилева Н.С. с Брюсовым В.Я. в 1906—1910, 1919 гг.;
Биография, творчество Гумилева в 1906—1910, 1919 гг.;
Стихотворения Гумилева (новонаписанные) в приложениях к его письмам к Брюсову В.Я. 1916—1910 гг.;
Гумилев и Брюсов В.Я. как его литературный наставник;
Гумилев и Анненский И.Ф. (1855—1909);
Гумилев и Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949);
Гумилев как студент Сорбонны (Парижского университета): отсутствие подтверждающих сведений;
Гумилев как издатель журнала «Сириус» (1907);
Гумилев и «парнассизм»;
Гумилев как прозаик;
Гумилев и Леконт де Лиль Ш. (1818—1894)
О. Н. Гильдебрандт-Арбенина о Гумилеве
- Гильдебрандт-Арбенина (1897—1980), актриса и художница: Биографические сведения о Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
Гильдебрандт-Арбенина О.Н. как мемуарист
Подруга поэтов еще в одном зеркале
- Гильдебрандт-Арбенина О.Н.:
Как мемуарист - Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна (1885—1945), актриса и художница:
Встреча Глебовой-Судейкиной О.А. с Гильдебрандт-Арбениной О.Н. в 1922 г.,;
Pазличные обстоятельства биографии Глебовой-Судейкиной О.А.; в т.ч. ее отношения с поэтом Князевым В.Г.
Новые штрихи к образу Доктора Дапертутто
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссер и актер:
Встречи с Мейерхольдом В.Э. в 1918—1919 гг. Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
Сведения о Мейерхольде В.Э. и его жене Райх З.Н. в 1937 г. в сообщении Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
Оценка личности и творчества Мейерхольда В.Э. публикатором заметок Гильдебрандт-Арбениной О.Н. Толмачёвым М.В.
«Вел себя как истинный герой и мученик»
- Каннегисер Леонид Иоакимович (1896—1918), поэт, убийца председателя петроградской ЧК Урицкого М.С. (1873—1918):
Встречи с Каннегисером Л.И. в 1916—1917 гг. Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
Сведения о семье Каннегисера Л.И., в т.ч. о его сестре Каннегисер Елизавете Иоакимовне, будущей жертве нацистского холокоста, об отношениях Каннегисера Л.И. с поэтом Есениным С.А., о литературных вкусах Каннегисера Л.И.;
Оценка личности Канегисера Л.И. в сопоставлении с личностью Есенина С.А. публикатором заметок Гильдебрандт-Арбениной О.Н. Толмачёвым М.В.
О трех редакциях иллюстраций Александра Бенуак «Медному всаднику» А. С. Пушкина
- Бенуа Александр Николаевич (1870—1960), русский художник:
Бенуа А.Н. как иллюстратор поэмы Пушкина А.С. «Медный всадник» в оценке Эфроса Абрама Марковича (1988—1954) (основные положения доклада Эфроса 1923 г. Об иллюстрациях Бенуа);
Бенуа как иллюстратор «Медного всадника» Пушкина в оценке Эттингера П.Д., Сидорова Алексея Алексеевича, Цявловского М.А., Айзенштадта Д.С. - Эфрос Абрам Маркович:
Эфрос А.М. и Бенуа А.Н.
Кто защищал и кто разрушил Сухареву башню?
- Сухарева башня в Москве (1692—1695):
Снос Сухаревой башни в 1934 г. и попытка предотвратить его группы деятелей искусства (Щусев А.В., Эфрос А.М., Жолтовский И.В. и др.), обратившейся с письмом к Сталину И.В. - Эфрос А.М. (1888—1954):
Как инициатор обращения группы деятелей искусства к Сталину И.В. с просьбой отменить решение о сносе Сухаревой башни
- Рильке Райнер Мария (1875—1926), австрийский писатель:
Россия в духовном поиске Рильке:
«Рассказы о Господе Боге» («Истории о Боженьке») Рильке, русская тема в них - Эфрос А.М.:
«Рассказы о Господе Боге» Рильке в его переводе и его размышления 1920х гг. о пути России
- Эфрос А.М. (1888—1954), критик, искусствовед, литературовед, переводчик, музейный работник:
«Профили» (1930), книга Эфроса А.М. о русских художниках конца XIX — начала XX в.
- Шамфор Себастьен Рок Николá (1740—1794), французский писатель:
«Максимы и мысли. Характеры и анекдоты» Шамфора (изд. посмертно в 1795 г. с последующими дополнениями) (исследование альбома с собственноручными записями афоризмов и анекдотов Шамфора; публикация неизданных записей)
- Виньи Альфред де (1979—1863), французский писатель:
Биография Виньи;
Поэзия Виньи 1820—1840-х гг.;
«Сен-Мар» (1826), роман А де Виньи;
«Стелло» (1832), философский диалог А. де Виньи
Пять книг с автографами Марины Цветаевой
- Цветаева Марина Ивановна (1892—1941), русская писательница:
Круг чтения Цветаевой:
«Г-жа Бовари» (1856), роман французского писателя Гюстава Флобера во французском издании, содержащем в приложении материалы процесса автора в исправительном суде г. Парижа в 1857 г. (Flaubert Gustave. Madame Bovary. — Paris: Charpentier-Fasquelle, 1892); на полях издания имеются рукописные заметки Цветаевой 1910-х гг.;
Круг знакомств Цветаевой, согласно надписям на книгах, подаренных:
Каннегисер Елизавете Иоакимовне (17.01.1916),
Модестовой Анастасии Васильевне (23.01.1911),
Волошину Максимилиану Александровичу (11.02.1914),
Жихареву (?) (17/30.05.1919),
Голлидэй Софии Е. (02.06.1919);
«Нездешний вечер» (1936), мемуарный очерк Цветаевой (отраженные в нем обстоятельства)
- Флобер Гюстав (1821—1880), французский писатель:«Г-жа Бовари» (1856), роман Флобера:
В оценке Цветаевой М.И. согласно ее заметкам на полях французского издания, содержащего материалы процесса автора в 1857 г. (Paris: Charpentier-Fasquelle,1892).
- Гонкур Жюль де (1830—1870), Гонкур Эдмон де (1822—1896), братья, французские писатели:
Биография и творчество Гонкуров;«Жермини Ласертэ» (1865), роман братьев Гонкур;
«Актриса» («Актриса Фостэн») (1882), роман Э. де Гонкура;
«Дневник» (1851—1895) братьев Гонкур - «Academia», издательство в Петрограде/Ленинграде (1922—1932) и Москве (1932—1938):
Его адресованность интеллектуальной элите - Критический реализм в художественной литературе:
Как вершина в развитии литературы до социалистического реализма согласно советскому литературоведению - Натурализм и импрессионизм в художественной литературе последней трети XIX в.:
Как явления деградации литературы согласно советскому литературоведению;
Подлинная, новаторская роль натурализма и импрессионизма - Нравы:
История нравов как объект исторического изучения (братья Гонкур) - Романтизм в художественной литературе Франции:
Как составная часть критического реализма 1830—1840-х гг. (Стендаль, Бальзак, Меримэ);
Преодоление романтизма французской литературой 1850—1860-х гг. - Актерское искусство:
Природа актерского искусства в изображении Э. де Гонкура (роман «Актриса») - Гонкуровская премия:
Ее история
Из истории французской литературы конца XIX в.
Автографы французских писателей в архиве
князя А. И. Урусова
- Урусов Александр Иванович, князь (1843—1900), адвокат, общественный деятель, литератор:
Биография Урусова А.И.;
Урусов А.И. и литература, в частности, французская XIX в.;
Урусов А.И. как сотрудник парижского журнала «La Plume» в 1897 г. (афоризмы в стиле Шамфора);
Урусов А.И. в переписке с французскими писателями Гюисмансом Жоржисом Карлом (1848—1907) и Блуа Леоном (1846—1917) - Антанта:
Истоки Антанты (идея русско-французского союза и его поборники в 1879—1882 гг.) - Гюисманс Жоржис Карл (1848—1907), французский писатель:
Биография, творчество, литературные вкусы и оценки в переписке с кн. Урусовым А.И.;
Произведения Гюисманса в оценке кн. Урусова А.И. - Роман в русской литературе XIX в.:
В оценке Гюисманса Ж.-К. (Гоголь Н.В., Толстой Л.Н.) - Сновидения:
Психология последней трети XIX в. и ее роль в объяснении сновидений;
Место сновидений в романе Гюисманса Ж.-К. «У пристани» (1887) - Реализм 1850—1860-х гг. во французской литературе:
В характеристике кн. Урусова А.И. (Флобер) - Натурализм во французской литературе:
В характеристике Гюисманса Ж.-К. (Золя);
В характеристике кн. Урусова А.И. (Гюисманс) - Католицизм:
Католическое возрождение во французской литературе конца XIX — начала XX в. (Гюисманс Ж.-К., Блуа Л.) - «Панама»:
Скандал по поводу деятельности компании Панамского канала во Франции в 1892—1893 гг. (в восприятии Гюисманса Ж.-К.) - Бодлер Шарль (1821—1867), французский писатель:
«Цветы зла» (1857), сборник стихотворений Бодлера в посвященном ему исследовании кн. Урусова А.И. (1896) - Блуа Леон (1846—1917), французский писатель:
Биография, творчество, литературные вкусы и оценки в переписке с кн. Урусовым А.И.;
Произведения Блуа в оценке кн. Урусова А.И. - Шартрский собор:
Его описание в романе Гюисманса Ж.-К. «Собор» (1898) в восприятии Блуа Л.
- Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
Место Пруста в литературе XX века
Марсель Пруст
Сопряжение импрессионизма и классицизма
- Пруст Марсель:
«В поисках утраченного времени» (1913—1927), цикл романов Пруста (творческий метод в них)
- Пруст Марсель:
Биография (вакации в детские годы в городке Иллье-Комбрэ под Шартром) - Иллье (Иллье-Комбрэ), городок под Шартром (Франция),
связанный с детскими годами писателя Пруста Марселя;
Прустовские места Иллье-Комбрэ
Шагал в парижском Токийском дворце
Размышления и воспоминания
- Шагал Марк Захарович (1887—1985), российско-французский художник:
Выставка-ретроспектива работ Шагала в Париже в 1995 г.;
Эволюция творчества Шагала и его оценка;
Приезд Шагала в Москву в 1973 г.
Bермеер — великий «малый голландец»?
Заметки с выставки в Гааге
- Вермеер Делфтский Ян (1632—1675), голландский живописец:
Выставка работ Вермеера в Гааге в 1996 г.;
Место Вермеера в голландской живописи XVII в.
- Пизанелло Антонио (1395—1455), итальянский художник:
Выставка работ Пизанелло в Париже — Вероне в 1996 г.;
Место Пизанелло в итальянском искусстве XV века
Экспрессионизм — немецкое национальное искусство
К выставке «Образы экспрессионизма»
в Германском национальном музее г. Нюрнберга
- Экспрессионизм в изобразительном искусстве:
Экспрессионизм до 1914 г. как завершение классического искусства XIX века;
Экспрессионизм в скульптуре (Осип Цадкин) - Экспрессионизм в музыке:
Скрябин А.Н. и экспрессионизм - Экспрессионизм в изобразительном искусстве Германии:
Место немецкого экспрессионизма в общеевропейском экспрессионизме;
«Образы экспрессионизма», выставка в Германском национальном музее г. Нюрнберга в 1996—1997 гг., посвященная экспрессионизму в немецком (отчасти — европейском) изобразительном искусстве;
Эволюция немецкого экспрессионизма; экспрессионизм 1920-х гг. - Дрезден:
Бомбардировка Дрездена в 1945 г. - Мюнхен:
«Дом искусства» (Haus der Kunst): Инаугурация (повторная) Дома искусства в 1949 г.
Хуго фон Чуди и борьба за современность
Дань признательности от Новой пинакотеки в Мюнхене
- Чуди Хуго фон (1851—1911), директор Национальной галереи в Берлине, затем директор Королевских галерей Баварии:
Выставка в Берлине — Мюнхене в 1996—1997 г., посвященная собирательской деятельности Чуди (пополнение музеев Берлина и Мюнхена произведениями современного французского искусства и «новооткрытых» мастеров прошлого) - Музеи (художественные) Германии начала XX в:
Комплектование произведений современного искусства (борьба вокруг произведений французского искусства)
- Микеланджело Буонарроти (1475—1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт:
«Виттория Колонна: Поэтесса и муза Микеланджело», выставка в Музее истории искусства в Вене в 1997 г., посвященная воздействию духовного мира В. Колонна на Микеланджело;
- Микеланджело и неоплатонизм
- Неоплатонизм эпохи Возрождения
- Колонна Виттория (1490–1547), итальянская поэтесса
- Тернер Уильям Джозеф Мэллорд (1775—1851), английский художник:
Выставка работ Тернера в Вене в 1997 г. из собрания Галереи Тэт в Лондоне;
Место Тернера в европейской живописи XIX в.
Жорж де Латур в парижском Гран Палэ
- Латур Жорж де (1593—1652), французский живописец:
Выставка работ Латура в Париже в 1997—1998 г.;
Место Латура во французской живописи XVII в.
Бергамская сюита
Приглашение к путешествию
- Бергамо, город в Сев. Италии:
Его роль в истории культуры - Лотто Лоренцо (ок. 1480—1556), итальянский живописец:
Выставка работ Лотто в Бергамо (Италия) в 1998 г.;
Место Лотто в венецианской школе живописи XVI в.
- Файюмские (Фаюмские) портреты (I—III вв.), древнеегипетские заупокойные живописные портреты:
Международная выставка файюмских портретов во Франкфурте-на-Майне в 1999 г.;
Файюмские портреты как явление эллинистического искусства - Изобразительное искусство Западной Европы конца XIX—XX вв.:
В отражении выставки «Классика в модерне от Сезанна до Тенгели» в Доме искусства в Мюнхене в 1999 г.
- «Классика в модерне от Сезанна до Тенгели», выставка в Доме искусства в Мюнхене в 1999 г. на основе бывшей коллекции швейцарского художника и коллекционера Йозефа Мюллера (1887—1977)
- Мюллер Йозеф (1887—1977), швейцарский художник и коллекционер: Мюллер как собиратель
- Изобразительное искусство Германии второй половины XVIII — первой четверти XIX века (акварель и графика):
В отражении выставки «Окоём Гётевской эпохи» из фондов Художественных собраний Ваймара (Веймара) в Нюрнберге в 1999 г. - Одиссей, мифологический герой античности:
Одиссей в изобразительном искусстве античности в отражении выставки «Одиссей в мифе и памяти» в Мюнхене в 1999 г.;
Сперлонга (Южная Италия): грот кесаря Тиверия со скульптурной группой, изображавшей ослепление Одиссеем Полифема; попытка его реконструкции на выставке «Одиссей в мифе и памяти» (Мюнхен, 1999) - Скульптура античности:
«Барокко» в ней - Красота:
Земная красота и раннее христианство;
Земная красота и западное христианство, начиная с Ренессанса - Рембрандт ван Рейн (1606—1609), голландский живописец и график:
Автопортреты Рембрандта на выставке в Гааге в 2000 г.;
Рембрандт и Ренессанс;
Рембрандт и эстетизация тривиального - Эстерхази, венгерский княжеский род:
Коллекция живописи Эстерхази из Национального музея Будапешта на выставке во Франкфурте-на-Майне в 2000 г. - Караваджо Микеланджело да (1573—1610):
«Караваджизм» и его роль в живописи XVII века