Содержание сайта


М.В. Толмачев: Автобиография

М.В. Толмачев: Биография

М.В. Толмачев: Список печатных работ

M.V. Tolmachev: Information:

  • Liste des principales publications de Mikhail Tolmatchev (1992)
  • Liste der wichtigsten Publikationen von Mikhail Tolmatchev (1992)
  • Mikhail Wassiljewitsch Tolmatchev: Beruflicher Werdegang (1959—1992)

Толмачев М.В.
Бутылка в море: Страницы литературы и искусства.

— М.: Д.Аронов, 2002. — 560с., ил.

 

Содержание:

Ахматова в изобразительном искусстве

  • Ахматова Анна Андреевна (1889—1966), рус. писательница:
    Портреты Ахматовой 1910—1965 гг.

Анна Ахматова
Попытка воспоминаний

  • Ахматова Анна Андреевна:
    Биография Ахматовой 1962—1965 гг.;
    Литературные вкусы и высказывания Ахматовой

У забытой могилы в Сан Ремо
Памяти Любови Александровны Недоброво

  • Недоброво Любовь Александровна (1875—1924), общественная деятельница, жена поэта Недоброво Н.Н.:
    Жизненный путь Недоброво Л.А.;
    Отношения Недоброво Л.А. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.
  • Недоброво Николай Владимирович (1882—1919), поэт:
    Жизненный путь Недоброво Н.В.;
    Отношения Недоброво Н.В. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.
  • Ахматова Анна Андреевна:
    Биография Ахматовой 1904—1954 гг.
  • Анреп Борис Васильевич фон (1883—1969), художник и поэт:
    Отношения Анрепа Б.В. с Ахматовой А.А. в 1913—1916 гг.

Он был поэт перворазрядный

  • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
    Место Кузмина М.А. в русской литературе

Нерон и другие
К выходу в свет "Театра" Михаила Кузмина

  • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
    Место Кузмина в истории русской поэзии, прозы, драматургии;
    Кузмин А.М. Театр: В 4-х т. (двух книгах). — Berkeley, 1994—1995 (отзыв об издании);
    Кузмин М.А. Смерть Нерона (проблематика пьесы);
    Похороны В.И. Ленина в восприятии М.А. Кузмина
  • Ленин В.И.:
    Похороны В.И. Ленина в восприятии М.А. Кузмина
  • Удел человеческий:
    Как понятие философии экзистенциализма
  • Недостижимое:
    Стремление к недостижимому, как черта мироощущения
  • Бунт против миропорядка:
    Как черта мироощущения

Некоторые аспекты содержания пьесы Михаила Кузмина "Смерть Нерона"

  • Кузмин Михаил Алексеевич:
    Интерес к личности и творчеству Кузмина с конца XX века;
    Кузмин М.А. Смерть Нерона (проблематика пьесы);
    Кузмин М.А. как предшественник драматургии А. Камю;
    Кузмин М.А. и христианство
  • Удел человеческий:
    Бунт против него у М.А. Кузмина и А. Камю
  • Красота:
    Как искусственное у героев М.А. Кузмина и А. Камю
  • Власть:
    Артистизм личности властителя как черта, несовместимая с достодолжным отправлением своих обязанностей, в представлении М.А. Кузмина и А. Камю
  • «Живая жизнь»:
    Насилие над ней, его губительность в представлении М.А. Кузмина и А. Камю
  • Смерть:
    Достойное поведение перед лицом неизбежной смерти
  • Историография античности:
    Проблема ее достоверности
  • Православная русская церковь:
    «Религиозный Ренессанс» конца XIX — начала XX в. и православная русская церковь

"...Всему, что у меня есть лучшего, я научился у вас..."
По страницам писем Н.С.Гумилева к В.Я.Брюсову

  • Гумилев Николай Степанович (1886—1921), русский писатель:
    Переписка Гумилева Н.С. с Брюсовым В.Я. в 1906—1910, 1919 гг.; 
    Биография, творчество Гумилева в 1906—1910, 1919 гг.;
    Стихотворения Гумилева (новонаписанные) в приложениях к его письмам к Брюсову В.Я. 1916—1910 гг.;
    Гумилев и Брюсов В.Я. как его литературный наставник;
    Гумилев и Анненский И.Ф. (1855—1909);
    Гумилев и Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949);
    Гумилев как студент Сорбонны (Парижского университета): отсутствие подтверждающих сведений;
    Гумилев как издатель журнала «Сириус» (1907);
    Гумилев и «парнассизм»;
    Гумилев как прозаик;
    Гумилев и Леконт де Лиль Ш. (1818—1894)

О. Н. Гильдебрандт-Арбенина о Гумилеве

  • Гильдебрандт-Арбенина (1897—1980), актриса и художница: Биографические сведения о Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
    Гильдебрандт-Арбенина О.Н. как мемуарист

Подруга поэтов еще в одном зеркале

  • Гильдебрандт-Арбенина О.Н.:
    Как мемуарист
  • Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна (1885—1945), актриса и художница:
    Встреча Глебовой-Судейкиной О.А. с Гильдебрандт-Арбениной О.Н. в 1922 г.,;
    Pазличные обстоятельства биографии Глебовой-Судейкиной О.А.; в т.ч. ее отношения с поэтом Князевым В.Г.

Новые штрихи к образу Доктора Дапертутто

  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссер и актер:
    Встречи с Мейерхольдом В.Э. в 1918—1919 гг. Гильдебрандт-Арбениной  О.Н.;
    Сведения о Мейерхольде В.Э. и его жене Райх З.Н. в 1937 г. в сообщении Гильдебрандт-Арбениной О.Н.;
    Оценка личности и творчества Мейерхольда В.Э. публикатором заметок Гильдебрандт-Арбениной О.Н. Толмачёвым М.В.

"Вел себя как истинный герой и мученик"

  • Каннегисер Леонид Иоакимович (1896—1918), поэт, убийца председателя петроградской ЧК Урицкого М.С. (1873—1918):
    Встречи с Каннегисером Л.И. в 1916—1917 гг. Гильдебрандт-Арбениной  О.Н.;
    Сведения о семье Каннегисера Л.И., в т.ч. о его сестре Каннегисер Елизавете Иоакимовне, будущей жертве нацистского холокоста, об отношениях Каннегисера Л.И. с поэтом Есениным С.А., о литературных вкусах Каннегисера Л.И.;
    Оценка личности Канегисера Л.И. в сопоставлении с личностью Есенина С.А. публикатором заметок Гильдебрандт-Арбениной О.Н. Толмачёвым  М.В.

О трех редакциях иллюстраций Александра Бенуак "Медному всаднику" А. С. Пушкина

  • Бенуа Александр Николаевич (1870—1960), русский художник:
    Бенуа А.Н. как иллюстратор поэмы Пушкина А.С. «Медный всадник» в оценке Эфроса Абрама Марковича (1988—1954) (основные положения доклада Эфроса 1923 г. Об иллюстрациях Бенуа);
    Бенуа как иллюстратор «Медного всадника» Пушкина в оценке Эттингера П.Д., Сидорова Алексея Алексеевича, Цявловского М.А., Айзенштадта Д.С.
  • Эфрос Абрам Маркович:
    Эфрос А.М. и Бенуа А.Н.

Кто защищал и кто разрушил Сухареву башню?

  • Сухарева башня в Москве (1692—1695):
    Снос Сухаревой башни в 1934 г. и попытка предотвратить его группы деятелей искусства (Щусев А.В., Эфрос А.М., Жолтовский И.В. и др.), обратившейся с письмом к Сталину И.В.
  • Эфрос А.М. (1888—1954):
    Как инициатор обращения группы деятелей искусства к Сталину И.В. с просьбой отменить решение о сносе Сухаревой башни

Рильке и Россия

  • Рильке Райнер Мария (1875—1926), австрийский писатель:
    Россия в духовном поиске Рильке:
    «Рассказы о Господе Боге» («Истории о Боженьке») Рильке, русская тема в них
  • Эфрос А.М.:
    «Рассказы о Господе Боге» Рильке в его переводе и его размышления 1920­х гг. о пути России

"Профили" А. Эфроса

  • Эфрос А.М. (1888—1954), критик, искусствовед, литературовед, переводчик, музейный работник:
    «Профили» (1930), книга Эфроса А.М. о русских художниках конца XIX — начала XX в.

Рукопись Шамфора в России

  • Шамфор Себастьен Рок Николá (1740—1794), французский писатель:
    «Максимы и мысли. Характеры и анекдоты» Шамфора (изд. посмертно в 1795 г. с последующими дополнениями) (исследование альбома с собственноручными записями афоризмов и анекдотов Шамфора; публикация неизданных записей)

Молодость Альфреда де Виньи

  • Виньи Альфред де (1979—1863), французский писатель:
    Биография Виньи;
    Поэзия Виньи 1820—1840-х гг.;
    «Сен-Мар» (1826), роман А де Виньи;
    «Стелло» (1832), философский диалог А. де Виньи

Пять книг с автографами Марины Цветаевой

  • Цветаева Марина Ивановна (1892—1941), русская писательница:
    Круг чтения Цветаевой:

    «Г-жа Бовари» (1856), роман французского писателя Гюстава Флобера во французском издании, содержащем в приложении материалы процесса автора в исправительном суде г. Парижа в 1857 г. (Flaubert Gustave. Madame Bovary. — Paris: Charpentier-Fasquelle, 1892); на полях издания имеются рукописные заметки Цветаевой 1910-х гг.;

    Круг знакомств Цветаевой, согласно надписям на книгах, подаренных:
    Каннегисер Елизавете Иоакимовне (17.01.1916),
    Модестовой Анастасии Васильевне (23.01.1911),
    Волошину Максимилиану Александровичу (11.02.1914),
    Жихареву (?) (17/30.05.1919),
    Голлидэй Софии Е. (02.06.1919);
    «Нездешний вечер» (1936), мемуарный очерк Цветаевой (отраженные в нем обстоятельства)

  • Флобер Гюстав (1821—1880), французский писатель:«Г-жа Бовари» (1856), роман Флобера:
    В оценке Цветаевой М.И. согласно ее заметкам на полях французского издания, содержащего материалы процесса автора в 1857 г. (Paris: Charpentier-Fasquelle,1892).

Мир Гонкуров

  • Гонкур Жюль де (1830—1870), Гонкур Эдмон де (1822—1896), братья, французские писатели:
    Биография и творчество Гонкуров;«Жермини Ласертэ» (1865), роман братьев Гонкур;
    «Актриса» («Актриса Фостэн») (1882), роман Э. де Гонкура;
    «Дневник» (1851—1895) братьев Гонкур
  • «Academia», издательство в Петрограде/Ленинграде (1922—1932) и Москве (1932—1938):
    Его адресованность интеллектуальной элите
  • Критический реализм в художественной литературе:
    Как вершина в развитии литературы до социалистического реализма согласно советскому литературоведению
  • Натурализм и импрессионизм в художественной литературе последней трети XIX в.:
    Как явления деградации литературы согласно советскому литературоведению;
    Подлинная, новаторская роль натурализма и импрессионизма
  • Нравы:
    История нравов как объект исторического изучения (братья Гонкур)
  • Романтизм в художественной литературе Франции:
    Как составная часть критического реализма 1830—1840-х гг. (Стендаль, Бальзак, Меримэ);
    Преодоление романтизма французской литературой 1850—1860-х гг.
  • Актерское искусство:
    Природа актерского искусства в изображении Э. де Гонкура (роман «Актриса»)
  • Гонкуровская премия:
    Ее история

Из истории французской литературы конца XIX в.
Автографы французских писателей в архиве
князя А. И. Урусова

  • Урусов Александр Иванович, князь (1843—1900), адвокат, общественный деятель, литератор:
    Биография Урусова А.И.;
    Урусов А.И. и литература, в частности, французская XIX в.;
    Урусов А.И. как сотрудник парижского журнала «La Plume» в 1897 г. (афоризмы в стиле Шамфора);
    Урусов А.И. в переписке с французскими писателями Гюисмансом Жоржисом Карлом (1848—1907) и Блуа Леоном (1846—1917)
  • Антанта:
    Истоки Антанты (идея русско-французского союза и его поборники в 1879—1882 гг.)
  • Гюисманс Жоржис Карл (1848—1907), французский писатель:
    Биография, творчество, литературные вкусы и оценки в переписке с кн. Урусовым А.И.;
    Произведения Гюисманса в оценке кн. Урусова А.И.
  • Роман в русской литературе XIX в.:
    В оценке Гюисманса Ж.-К. (Гоголь Н.В., Толстой Л.Н.)
  • Сновидения:
    Психология последней трети XIX в. и ее роль в объяснении сновидений;
    Место сновидений в романе Гюисманса Ж.-К. «У пристани» (1887)
  • Реализм 1850—1860-х гг. во французской литературе:
    В характеристике кн. Урусова А.И. (Флобер)
  • Натурализм во французской литературе:
    В характеристике Гюисманса Ж.-К. (Золя);
    В характеристике кн. Урусова А.И. (Гюисманс)
  • Католицизм:
    Католическое возрождение во французской литературе конца XIX — начала XX в. (Гюисманс Ж.-К., Блуа Л.)
  • «Панама»:
    Скандал по поводу деятельности компании Панамского канала во Франции в 1892—1893 гг. (в восприятии Гюисманса Ж.-К.)
  • Бодлер Шарль (1821—1867), французский писатель:
    «Цветы зла» (1857), сборник стихотворений Бодлера в посвященном ему исследовании кн. Урусова А.И. (1896)
  • Блуа Леон (1846—1917), французский писатель:
    Биография, творчество, литературные вкусы и оценки в переписке с кн. Урусовым А.И.;
    Произведения Блуа в оценке кн. Урусова А.И.
  • Шартрский собор:
    Его описание в романе Гюисманса Ж.-К. «Собор» (1898) в восприятии Блуа Л.

Перечитывая Пруста

  • Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
    Место Пруста в литературе XX века

Марсель Пруст
Сопряжение импрессионизма и классицизма

  • Пруст Марсель:
    «В поисках утраченного времени» (1913—1927), цикл романов Пруста (творческий метод в них)

В стороне Пруста

  • Пруст Марсель:
    Биография (вакации в детские годы в городке Иллье-Комбрэ под Шартром)
  • Иллье (Иллье-Комбрэ), городок под Шартром (Франция),
    связанный с детскими годами писателя Пруста Марселя;
    Прустовские места Иллье-Комбрэ

Шагал в парижском Токийском дворце
Размышления и воспоминания

  • Шагал Марк Захарович (1887—1985), российско-французский художник:
    Выставка-ретроспектива работ Шагала в Париже в 1995 г.;
    Эволюция творчества Шагала и его оценка;
    Приезд Шагала в Москву в 1973 г.

Bермеер - великий "малый голландец"?
Заметки с выставки в Гааге

  • Вермеер Делфтский Ян (1632—1675), голландский живописец:
    Выставка работ Вермеера в Гааге в 1996 г.;
    Место Вермеера в голландской живописи XVII в.

Триумф Пизанелло

  • Пизанелло Антонио (1395—1455), итальянский художник:
    Выставка работ Пизанелло в Париже — Вероне в 1996 г.;
    Место Пизанелло в итальянском искусстве XV века

Экспрессионизм - немецкое национальное искусство
К выставке "Образы экспрессионизма"
в Германском национальном музее г. Нюрнберга

  • Экспрессионизм в изобразительном искусстве:
    Экспрессионизм до 1914 г. как завершение классического искусства XIX века;
    Экспрессионизм в скульптуре (Осип Цадкин)
  • Экспрессионизм в музыке:
    Скрябин А.Н. и экспрессионизм
  • Экспрессионизм в изобразительном искусстве Германии:
    Место немецкого экспрессионизма в общеевропейском экспрессионизме;
    «Образы экспрессионизма», выставка в Германском национальном музее г. Нюрнберга в 1996—1997 гг., посвященная экспрессионизму в немецком (отчасти — европейском) изобразительном искусстве;
    Эволюция немецкого экспрессионизма; экспрессионизм 1920-х гг.
  • Дрезден:
    Бомбардировка Дрездена в 1945 г.
  • Мюнхен:
    «Дом искусства» (Haus der Kunst): Инаугурация (повторная) Дома искусства в 1949 г.

Хуго фон Чуди и борьба за современность
Дань признательности от Новой пинакотеки в Мюнхене

  • Чуди Хуго фон (1851—1911), директор Национальной галереи в Берлине, затем директор Королевских галерей Баварии:
    Выставка в Берлине — Мюнхене в 1996—1997 г., посвященная собирательской деятельности Чуди (пополнение музеев Берлина и Мюнхена произведениями современного французского искусства и «новооткрытых» мастеров прошлого)
  • Музеи (художественные) Германии начала XX в:
    Комплектование произведений современного искусства (борьба вокруг произведений французского искусства)

Микеланджело и Тернер в Вене

  • Микеланджело Буонарроти (1475—1564), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт:
    «Виттория Колонна: Поэтесса и муза Микеланджело», выставка в Музее истории искусства в Вене в 1997 г., посвященная воздействию духовного мира В. Колонна на Микеланджело;
  • Микеланджело и неоплатонизм
  • Неоплатонизм эпохи Возрождения
  • Колонна Виттория (1490–1547), итальянская поэтесса
  • Тернер Уильям Джозеф Мэллорд (1775—1851), английский художник:
    Выставка работ Тернера в Вене в 1997 г. из собрания Галереи Тэт в Лондоне;
    Место Тернера в европейской живописи XIX в.

Жорж де Латур в парижском Гран Палэ

  • Латур Жорж де (1593—1652), французский живописец:
    Выставка работ Латура в Париже в 1997—1998 г.;
    Место Латура во французской живописи XVII в.

Бергамская сюита
Приглашение к путешествию

  • Бергамо, город в Сев. Италии:
    Его роль в истории культуры
  • Лотто Лоренцо (ок. 1480—1556), итальянский живописец:
    Выставка работ Лотто в Бергамо (Италия) в 1998 г.;
    Место Лотто в венецианской школе живописи XVI в.

По германским выставкам

  • Файюмские (Фаюмские) портреты (I—III вв.), древнеегипетские заупокойные живописные портреты:
    Международная выставка файюмских портретов во Франкфурте-на-Майне в 1999 г.;
    Файюмские портреты как явление эллинистического искусства
  • Изобразительное искусство Западной Европы конца XIX—XX вв.:
    В отражении выставки «Классика в модерне от Сезанна до Тенгели» в Доме искусства в Мюнхене в 1999 г.
  • «Классика в модерне от Сезанна до Тенгели», выставка в Доме искусства в Мюнхене в 1999 г. на основе бывшей коллекции швейцарского художника и коллекционера Йозефа Мюллера (1887—1977)
  • Мюллер Йозеф (1887—1977), швейцарский художник и коллекционер: Мюллер как собиратель
  • Изобразительное искусство Германии второй половины XVIII — первой четверти XIX века (акварель и графика):
    В отражении выставки «Окоём Гётевской эпохи» из фондов Художественных собраний Ваймара (Веймара) в Нюрнберге в 1999 г.
  • Одиссей, мифологический герой античности:
    Одиссей в изобразительном искусстве античности в отражении выставки «Одиссей в мифе и памяти» в Мюнхене в 1999 г.;
    Сперлонга (Южная Италия): грот кесаря Тиверия со скульптурной группой, изображавшей ослепление Одиссеем Полифема; попытка его реконструкции на выставке «Одиссей в мифе и памяти» (Мюнхен, 1999)
  • Скульптура античности:
    «Барокко» в ней
  • Красота:
    Земная красота и раннее христианство;
    Земная красота и западное христианство, начиная с Ренессанса
  • Рембрандт ван Рейн (1606—1609), голландский живописец и график:
    Автопортреты Рембрандта на выставке в Гааге в 2000 г.;
    Рембрандт и Ренессанс;
    Рембрандт и эстетизация тривиального
  • Эстерхази, венгерский княжеский род:
    Коллекция живописи Эстерхази из Национального музея Будапешта на выставке во Франкфурте-на-Майне в 2000 г.
  • Караваджо Микеланджело да (1573—1610):
    «Караваджизм» и его роль в живописи XVII века


 

  • Несобранное: статьи разных лет (1958—2009)

  • Первобытная живопись Сахары

    • Наскальные доисторические изображения Тассили на выставке в Париже в 1957—1958 гг.

    Наскальная живопись Сахары

    • Тассили (Тассилин-Аджер), плато в Центральной Сахаре (Алжир):
      Наскальные доисторические изображения Тассили

    Эстетика Марселя Пруста

    • Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
      Эстетика Пруста в его высказываниях и в творческой практике цикла романов «В поисках утраченного времени»

    Великая Французская революция и свобода слова

    • Революция 1789—1794 гг. во Франции («Великая»):
      Свобода слова / печати в ходе революции

    Блеск Фарнезе

    • Фарнезе, знатный итальянский род XVI—XVIII вв.:
      Коллекционирование семьей Фарнезе произведений античного и современного ей искусства;
      Выставка «Блеск Фарнезе» 1995 г. в Колорно / Парме — Мюнхене — Неаполе, посвященная собирательской деятельности Фарнезе
    • Неаполь, город в Италии:
      Национальный археологический музей, его история;
      Каподимонте, музей (Национальный музей и галереи Каподимонте), его история

    Валькирии в Нюрнберге

    • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
      «Валькирия» (1870), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга»;
      «Валькирия», постановка оперы Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга (Германия) в 2001 г.

    Поворот «кольца»

    • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
      «Зигфрид» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга»;
      «Зигфрид», постановка оперы Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга (Германия) в 2002 г.

    Об искусстве, о русском в жизни и музыке: из писем Михаила Кузмина Георгию Чичерину (1900—1903, 1914)

    • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
      Биографические сведения о Кузмине, в т. ч. О его работе над музыкальными произведениями религиозного и оперного характера
    • Чичерин Георгий (Юрий) Васильевич (1872—1936), российский политический деятель, советский нарком иностранных дел:
      Биографические сведения о Чичерине
    • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
      Письма Кузмина Чичерину Г.В. из собрания Гос. национальной библиотеки (СПб.) 1900—1903, 1914 гг. (вопросы эстетики, музыки, национального начала в искусстве и жизни)
    • Церковная музыка Древней Руси:
      Единогласие и многоголосие в ней (по письмам Кузмина М.А. Чичерину  Г.В.)
    • Русское национальное начало в искусстве и жизни (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)
    • Церковная музыка в России в XVIII—XIX вв.:
      Национальное начало в ней (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)
    • Церковная и религиозная музыка в России конца XIX — начала XX в. (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)

    Музыка в Нюрнберге

    • Нюрнберг (Германия):
      Оперный театр в сезон 2002—2003 г.;
      Филармонический сезон 2002—2003 г.
    • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
      «Золото Рейна» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга» в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
    • Моцарт Вольфганг Амадеус (1756—1791), австрийский композитор:
      «Дон Жуан» (1787), опера Моцарта в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
    • Опера:
      Режиссура оперных спектаклей в Западной Европе в конце XX — начале XXI в. (основные принципы)
    • Бриттен Бенджамин (1913—1976), английский композитор:
      «Питер Граймз» (1945), опера Бриттена в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
    • Малер Густав (1860—1911), австрийский композитор:
      Шестая симфония (1906) Малера в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра под управлением Филиппа Огэна в сезон 2002—2003 г.
    • Кальман Имре (Эммерих), австровенгерский композитор:
      «Марица» («Графиня Марица») (1924), оперетта Кальмана в постановке Оперного театра г. Н.рнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
    • Чайковский Петр Ильич (1840—1893), русский композитор:
      «Франческа да Римини», увертюра-фантазия Чайковского в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра по управлением Александра Анисимова (Дублин, Ирландия) в сезон 2002—2003 г.
      Первая симфония Чайковского в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра под управлением Александра Анисимова (Дублин, Ирландия) в сезон 2002—2003 г.
    • Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943), русский композитор:
      Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1910) Рахманинова в исполнении Барри Дагласа и Нюрнбергского филармонического оркестра в сезон 2002—2003 г.
    • Глюк (Глук) Кристоф Виллибальд (1714—1787), немецкий композитор:
      «Ифигения в Тавриде» (1781), опера Глюка в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2001—2002 г.

    Послесловие к «Пушкинскому дому» М.Д. Беляева

    • Пушкинский Дом (Институт русской литературы Российской академии наук):
      История Пушкинского Дома в 1905—1958 гг.
    • Литературный музей (Гос.), Москва:
      ГЛМ в 1930-х гг.
    • Пушкинская выставка (Всесоюзная) 1937 г.:
      Ее состав
    • Пушкин А.С.:
      Пушкинский юбилей 1937 г. и советская власть;
      «Евгений Онегин» как литературная энциклопедия;
      Пушкинские музеи (мемориальные) как общественное явление;
      Пушкинизм как общественное явление;
      Пушкин-рисовальщик
    • Беляев Михаил Дмитриевич (1884—1956), литературовед, музейный работник, мемуарист, автор мемуаров «Пушкинский Дом (опубл.: Мосты. — Франкфурт-на-Майне, 2004. — № 2), «Невский проспект» (То же. — 2007. — № 15), «Воспоминания об Алексее Максимовиче Пешкове и его окружении» (опубл.: Библиография. — М., 1992. — №№3-6):
      М.Д. Беляев как писатель
    •  Беляева Маргарита Ильинична (1905—1976), жена М.Д. Беляева, дактилографист-дешифрант архивных материалов на французском и русском языках
    • «Коллегиальность» в советской политической жизни 1950-х гг.
    • Славистика:
      Международный съезд славистов в Москве в сентябре 1958 г.
    • Финляндия:
      Советско-финляндские отношения перед войной 1939—1940 гг.
    • Российская академия наук (до 1991 г. Академия наук СССР):
      «Чистка» 1929 г.;
      «Дело историков» 1930 г.
    • Франция:
      Резидентура советская во Франции 1920—1930-х гг.
    • «Режимные города» в СССР:
      Для лиц иностранного происхождения во время войны 1941—1945 гг.;
      Для лиц, отбывших заключение (по политическим мотивам)
    • Либерализм в России:
      Его роль в расшатывании государственного строя в конце XIX — начале XX в.

    Pro Doma Mea

    • Эдиция:
      Комментирование в историко-литературных публикациях, его принципы

    Конец Байрёйта?

    • Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
      Фестиваль 2003 г.
    • Байрёйтский фестивальный театр, дом Вагнера (вилла Ванфрид) и семья Вагнер в 1945—1957 гг.
    • Байрёйтский фестивальный театр:
      Как оперное здание нового типа
    • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
      Вагнер и Гитлер
    • Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
      Режиссура постановок после 1957 г. (основные тенденции)
    • Театр современный мировой:
      Режиссура последних десятилетий (основные тенденции)
    • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
      «Тангейзер» (1845), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.
      «Летучий голландец» (1841), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.;
      «Лоэнгрин» (1848), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.;
      «Золото Рейна» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга» на Байрёйтском фестивале конца 1990-х гг.;
      «Парсифаль» (1882), опера Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга середины 1990-х гг.;
      «Летучий голландец», экранизация оперы Вагнера (1841) 1980-х гг.;
      «Тангейзер» (1845), опера Вагнера в концертном исполнении 1957 г. в Большом зале Маосковской консерватории п. у. С.А. Самосуда;
      «Тангейзер» (1845), опера Вагнера в Оперном театре г. Риги в 1959 г.;
      «Лоэнгрин» (1848), опера Вагнера на сцене Мариинского (Кировского) театра в СПб. (Ленинграде) в начале 1980-х гг.
    • Исполнительство музыкальное:
      Перфекционизм как ведущая тенденция с 1960-х гг.
    • Муссолини Бенито (1883—1945), итальянский государственный деятель:
      Д’Аннунцио Габриэле (1863— 1938), как провозвестник Муссолини
    • Театр современный мировой:
      Классика, как объект режиссерского произвола в современном театре, роль В.Э. Мейерхольда как основоположника этой тенденции
    • Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), русский и советский режиссер и актер:
      «Борис Годунов» (1874), опера М.П. Мусоргского в постановке В.Э.  Мейерхольда в Мариинском театре в СПб. (1908)
    • Венская государственная опера (Австрия):
      «Борис Годунов» (1874), опера М.П. Мусоргского в постановке Венской оперы 1990-х гг.
      «Пиковая дама» (1890), опера П.И. Чайковского в постановке Венской оперы 1990-х гг.
    • Цюрихский оперный театр (Швейцария):
      Режиссура оперных постановок 1990—2000-х гг.
    • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
      Мировосприятие Вагнера;
      «Летучий голландец» (1841), опера Вагнера в сопоставлении с «Демоном» М.Ю. Лермонтова / А.Г. Рубинштейна;
      Культ Вагнера в Германии как общественное явление
      Реформа оперного театра Вагнера и ее принципиальная нежизнеспособность
    • Лермонтов М.Ю. (1814—1841):
      «Демон» Лермонтова М.Ю. / Рубинштейна А.Г. в сопоставлении с «Летучим голландцем» Рихарда Вагнера
    • Оперная режиссура:
      Покровский Борис Александрович (1912—2009) и его роль в насаждении принципов ложного реализма в опере
    • Покровский Борис Александрович (1912—2009), оперный режиссер:
      «Евгений Онегин» (1878), опера П.И. Чайковского в постановке Б.А. Покровского в Московском Большом театре в 1992 г.
    • Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
      Роль фестивалей как хранителя авторской вагнеровской традиции; отказ от этой роли как обессмысливание их существования

    Предания и поверья Невского проспекта

    • Беляев Михаил Дмитриевич (1884—1956):
      Как автор мемуаров «Невский проспект» (опубл.: Мосты. — Франкфурт-на-Майне, 2007. — № 15)
    • Невский проспект в Санкт-Петербурге:
      В воспоминаниях Беляева М.Д., Крандиевской Наталии Васильевны (1888—1963);
      В освещении постсоветских «краеведов»
    • Ахматова Анна Андреевна:
      Ахматова и Раневская Фаина Григорьевна

    Открытое письмо главному редактору телеканала 3 SAT:

    • Колониализм:
      Несостоятельность этого понятия по отношению к СССР
    • Русофобия:
      Как проявление исторической неблагодарности по отношению к России и к СССР
    • Седа, русскоязычный анклав в Латвии
    • Антигитлеровская коалиция:
      Союзники СССР в ней, их линия в ходе войны и позиция в «германском вопросе» вплоть до воссоединения Германии

    Последняя на эшафоте

    • Пулэнк Франсис (1899—1963), французский композитор:
      «Беседы кармелиток» (1957), опера Ф. Пулэнка в связи с ее показом 20.01.2008 по телеканалу 3 SAT (ФРГ) в постановке Гамбургской государственной оперы
    • Цареубийства:
      Отношение к ним традиционного германского менталитета
    • Левое сознание:
      Его верность революционным «идеалам» в России и на Западе;
      Вторая мировая война и ее роль в политическом сдвиге западной интеллигенции влево;
      Будапештское восстание 1956 г. и поправение западной интеллигенции;
      Господствующая роль левого сознания в СМИ Запада
    • Опера XX века:
      Новаторство и архаика в опере XX в.;
      Мусоргский М.П. и его традиции в опере XX в.
    • Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), рус. композитор:
      Традиции Мусоргского в опере XX в.

    Выставка Мантеньи в Лувре

    • Мантенья Андреа (1431—1506), итальянский живописец и гравер:
      Выставка Мантеньи в Лувре (Париж) 26.09.2008 — 05.01.2009;
      Творческий путь Мантеньи, эволюция его искусства;
      Мантенья и «классическое искусство» XVI века

    Выставочный калейдоскоп

    • Халс (Гальс) Франс (1582/3—1666), голландский живописец харлемской школы:
      «Франс Халс и харлемские мастера золотого века», выставка в Кунстхалле Хипо-Культурфонда (Мюнхен) 13.02 — 07.06.2009
    • Харлемская (гаарлемская) школа голландской живописи XVII в.
    • Барбизонская школа (школа Фонтенбло) французской живописи XIX в.
    • Египетский музей и Собрание папирусов в Берлине:
      Выставка шедевров в Египетском собрании в Мюнхене 17.03 — 30.08.2009;
    • Амарна (Ахетатон), столица Египта в XIV в. до Р.Х.:
      Искусство Амарны
    • Иконопись в России XVII века:
      Проблема ее стиля
    • Древнеримское искусство I в. до Р.Х. — I в. по Р.Х.:
      Как составная часть быта на виллах в Неаполитанском заливе (Выставка «Роскошь и декаданс: Жизнь древних римлян в Неаполитанском заливе» в Гос. Археологическом собрании Мюнхена 07.02 — 30.08.2009)
    • Экспозиция в художественных музеях Западной Европы:
      Соотношение экспозиции и запасников
    • Обнаженное тело:
      Античное искусство и обнаженное тело
    • Баварская гос. библиотека (Мюнхен):
    • Выставки рукописей и редких книг в ее «Сокровищнице»
    • Каролингское книжное искусство IX в.:
      На выставке «Книги для ученых» в Баварской гос. библиотеке (Мюнхен);
      Псалтирь североитальянская лицевая IX в. на выставке «Книги для ученых»
    • «Железный занавес»:
      Его пагубные последствия для русской культуры
    • Матисс Анри (1869—1954), французский живописец и график:
      «Матисс: Люди, маски, модели», выставка в Гамбурге (ФРГ)
      (Художественный форум Буцериус, 31.01 — 19.04.2009);
      Эволюция творчества Матисса
    • Приоритеты России: их замалчивание на Западе
    • «Русские сезоны» С.П. Дягилева:
      Выставка к их 100-летию в Немецком театральном музее (Мюнхен) 18.02 — 01.06.2009;
      «Русские сезоны» С.П. Дягилева и проблема балетного костюма
    • Нижинский Вацлав Фомич (1889/1890—1950), русский танцовщик, балетмейстер:
      Балетная карьера Нижинского на выставке «Танец красок: Глаз Нижинского и абстракция» на Форуме Хубертуса Вальда в Кунстхалле Гамбурга 20.05 — 16.08.2009;
      Нижинский как художник-график на выставке «Танец красок»;
      Нижинский в записях его «Дневника» (русский как духовное состояние; слова и речь)
    • Русский:
      Как духовное состояние
    • Речь:
      Слова не тождественны речи
    • Дега Эдгар (1834—1917), французский живописец, график, скульптор:
      «Эдгар Дега: Сокровенность и поза», выставка на Форуме Хубертуса Вальда в Кунстхалле Гамбурга (ФРГ) 06.02 — 03.05.2009;
      Имиджмейкерство как неотъемлемое свойство человека в скульптуре, живописи и графике Дега;
      Скульптура Дега;
      Графика Дега (мир борделей в ней)
    • Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
      «“Дорогой друг…”: Марсель Пруст в зеркале его переписки»,
      выставка в литературном доме Мюнхена (ФРГ) 23.03 — 07.06. 2009;
      Жизнь и творчество Пруста в отражении коллекции Райнера Шпека (Кёльн) на выставке в Литературном доме Мюнхена (первопечатные издания, рукописи Пруста, подлинные документы и фотографии, фоно- и видеограммы)
    • Леонардо да Винчи (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, писатель, музыкант:
      Портрет Леонардо да Винчи (т. н. «Автопортрет Леонардо»), его обнаружение в местечке Вальо близ г. Потенцы (Италия, провинция Базиликата) в 2009 г. и выставка весной — летом 2009 г. в Вальо и Риме;
      Т. н. «Автопортрет Леонардо» и проблема его авторства
  • Рецензии и рефераты

  • Рецензии

    Робер Сабатье. Африканский китаец / Sabatier Robert. Le Chinois d’Afrique. — Paris, 1966

    • Сабатье Робер (р. 1923), французский писатель:
      «Африканский китаец» (1966), роман Р. Сабатье
    • Отчуждение:
      Отчуждение во французском романе 1960-х гг.
    • «Выкорчеванность»:
      «Выкорчеванность» во французском романе 1960-х гг.
    • Оккупация (немецкая), коллаборационизм и освобождение:
      Во французском романе 1960-х гг.
    • Гомосексуализм:
      Во французском романе 1960-х гг.
    • Сатира социальная:
      Во французском романе 1960-х гг.

     Жозе Кабанис. Битва при Тулузе / Cabanis José. La Bataille de Toulouse. — Paris, 1966

    • Кабанис Жозе (1922—2000), французский писатель и эссеист:
      «Битва при Тулузе» (1966), роман Ж. Кабаниса
    • Роман:
      «Роман о романе» во французской литературе 1960-х гг.

    Маргерит Дюра. Английская возлюбленная / Duras Marguerite. L’Amante anglaise. — Paris, 1967

    • Дюра Маргерит (1914—1996), французская писательница:
      «Английская возлюбленная» (1967), роман М. Дюра
    • Отчуждение:
      Отчуждение во французском романе 1960-х гг.

     Р.-М. Альберес. Метафорфозы романа / Albérès R.-M. Métamorphoses du roman. — Paris, 1966

    • Альберес Ренэ Марилль (1922—1982), французский литературовед, литературный критик и писатель:
      Метаморфозы романа (1966) очерк Р.-М. Альбареса о модернистском романе XX в.
    • Роман:
      Роман в модернистской литературе XX в.

     Мишель Рагон. В четырех стенах / Ragon Michel. Les quatre murs. — Paris, 1966

    • Рагон Мишель (р. 1924), французский романист, художественный и литературный критик, писатель по вопросам архитектуры и градостроительства:
      «В четырех стенах» (1966), роман М. Рагона
    • Кастовость:
      Социальная кастовость согласно французскому роману 1960-х гг.;
      Кастовость творческих профессий, согласно французскому роману 1960­х гг.
    • Конформизм:
      Творческий конформизм как залог успеха согласно французскому роману 1960-х гг.
    • Стандартизация:
      Стандартизация современной жизни согласно французскому роману 1960­х гг.
    • Поколения:
      Непреодолимость рубежа поколений согласно французскому роману 1960­х гг.
    • Архитектура XX века:
      «Новый дух в архитектуре» согласно французскому роману 1960-х гг.

     Жорж Бордонов. Копья Иерусалима / Bordonove Georges. Les Lances de Jérusalem. — Paris, 1966

    • Бордонóв Жорж (1920—2007), французский историк и писатель:
      «Копья Иерусалима» (1966), исторический роман Ж. Бордонова
    • Крестовые походы:
      Второй Крестовый поход во французском романе 1960-х гг.
    • Кинематограф западный 1960-х гг.:
      Исторические фильмы в нем

     Шарль Бодлер. Неизданные письма к родным / Baudelaire Charles. Lettres inédites aux siens. — Paris, 1966

    • Бодлер Шарль (1821—1867), французский писатель:
      «Неизданные письма к родным» (1966), публикация 95 писем 1832—1864  гг., в основном (74) детских и юношеских (1832—1840);
      Биография Бодлера в 1832—1840 гг.;
      Литературные и художественные вкусы Бодлера в юности

     Марсель Плантевинь. С Марселем Прустом / Plantevignes Marcel. Avec Marcel Proust. — Paris, 1966

    • Плантевинь Марсель (1889 — после 1966), близкий знакомый французского писателя Марселя Пруста в 1908—1914 гг.:
      «С Марселем Прустом» (1966), мемуары Марселя Плантевиня о встречах с Марселем Прустом в 1908—1914 гг.
    • Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
      Биография Пруста в 1908—1914 гг.;
      Личность Пруста;
      Литературные вкусы Пруста;
      «В поисках утраченного времени», цикл романов Пруста (творческая история; прототипы персонажей и ситуаций; ономастика)

    Элизабет Р. Джексон. Непроизвольная памятьв творчестве Марселя Пруста / Jackson Elizabeth R. La Mémoire involontaire dans l’oeuvre de Marcel Proust. — Paris, 1966

    • Джексон Элизабет Р., американский (США) литературовед и переводчик:
      «Непроизвольная память в творчестве Марселя Пруста» (1966), исследование Элизабет Р. Джексон на основе ее докторской диссертации, защищенной в Парижском университете — Сорбонна в 1963 г. (руководитель Антуан Адан)
    • Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
      Мироощущение Пруста (роль непроизвольной памяти в нем);
      Мировоззрение Пруста (вопрос противоречия между именем и сущностью)
      Мировоззрение Пруста и философия Анри Бергсона (1859—1941) (снятость проблемы к 1960-м годам)

     Леонардо да Винчи. Сказки, легенды, притчи. — Л.: Детская лит., 1983

    • Леонардо да Винчи (1452—1513), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, писатель, музыкант:
      «Сказки, легенды, притчи» (1983), сборник прозы Леонардо да Винчи в обработке на русском языке для юношеского возраста (негативная оценка издания)
    • Детская и юношеская литература (зарубежная):
      Литературная обработка для детей и юношества произведений зарубежной литературы для взрослого читателя (принципы);
      Леонардо да Винчи. Сказки, легенды, притчи. — Л.: Детская литература, 1983 (негативная оценка издания)

     Пьер Корнель. Пьесы. — М.: Моск. рабочий, 1984

    • Корнель Пьер (1606—1684), французский драматург:
      «Пьесы» (1984) Пьера Корнеля («Сид», «Гораций», «Цинна», «Никомед», «Иллюзия») в «Школьной библиотеке» издательства «Моск. рабочий» (состав сборника, отбор переводов, качество предисловия);
      «Сид» (1637), трагикомедия Пьера Корнеля, ее проблематика
    • Классицизм во французской драматургии XVII века (его театральная система)
    • Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955), рус. поэт и переводчик:
      Трагикомедия Пьера Корнеля «Сид» в переводе М.Л. Лозинского
    • Переводы литературные:
      Переиздание уже существующего высококачественного перевода произведения как желаемая норма издательской практики

     Н. Дмитриева, Н. Виноградова. Искусство Древнего мира. — М.: Детская лит., 1986

    • Искусство Древнего мира (первобытный строй, Египет, Передняя Азия, Индия, Китай) (очерки для детей среднего и старшего школьного возраста)
    • Первобытное искусство, его синкретизм
    • Искусство Древнего Египта:
      Как составная часть религиозного культа;
      Недопустимость модернизации в подходе к нему
    • Детская и юношеская литература (искусствоведение для детей и юношества):
      Его отличие от обычного популярного искусствоведения

     Микеланджело Буонарроти. Лирика. — Л.: Детская лит., 1987

    • Микеланджело Буонарроти (1475—1564), итал. скульптор, живописец, архитектор, поэт:
      «Лирика» (1987), сборник стихотворений Микеланджело Буонарроти в версии на русском языке для юношества (негативная оценка издания);
      Лирика Микеланджело — история ее восприятия в Италии, немецкоязычном мире и России:
      Лирика Микеланджело (общая характеристика)
    • Детская и юношеская литература (художественная):
      Переводы для детей и юношества произведений зарубежной художественной литературы для взрослого читателя (недопустимость халтуры);
      Микеланджело Буонарроти. Лирика. — Л.: Детская литература, 1987 (негативная оценка издания)

     Евграф Кончин. Как рождается музей. — М.: Детская лит., 1988

    • Коллекции произведений изобразительного искусства:
      Как одни из источников возникновения художественных музеев (очерки для детей младшего школьного возраста)
    • Третьяков Павел Михайлович (1832—1898), русский предприниматель, филантроп, собиратель произведений рус. искусства:
      Его роль в формировании и поддержке «идейного реализма в русском искусстве
    • Суриков Василий Иванович (1848—1916), рус. живописец:
      Особенности его историзма (прошлое в настоящем)
    • Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926), рус. живописец:
      Богатство воображения при ограниченности колорита
    • Корин Павел Дмитриевич (1892—1967), сов. живописец:
      Взвинченность и искусственность, холодность его живописи
    • Детская и юношеская литература (искусствоведение для детей и юношества):
      «Почвенничество» в ней
    • «Почвенничество» в детской и юношеской литературе (искусствоведческой)

     Реферат

    Пьер Траар. Критический очерк о Бодлере - поэте / TRAHARD P. Essai critique sur Baudelare poète. — Paris,1973

    • Траар Пьер, французкий литературовед
    • Бодлер Шарль (1821-1867), французкий писатель:
      Место Бодлера во французкой поэзии

     

    Публикации

    Письма Флобера из коллекции автографов кн. А.И. Урусова

    • Флобер Гюстав (1821—1880), французский писатель:
      Письма Флобера 1866—1871 гг. (публикации неизданных писем);
      Биография Флобера в его неизданных письмах 1866—1871 гг.
    • Урусов Александр Иванович князь (1843—1900):
      Как литератор и коллекционер автографов

    Пьеса А.А. Ахматовой «Пролог (Сон во сне)»

    • Ахматова А.А. (1889—1966), русская писательница:
      «Пролог (Сон во сне)», незавершенная пьеса Ахматовой в стихах и прозе (история создания);
      «Пролог (Сон во сне)», публикация фрагментов из собрания Гос. Национальной библиотеки (СПб.) и попытка их композиции
    • «Новый роман» во французской литературе:
      «Новый роман» и Ахматова А.А.
    • Ахматова А.А.:
      Ахматова А.А. и «Новый роман» во французской литературе;
      Ахматова А.А. и Гюисманс Ж.-К. (1848—1907);
      Ахматова А.А. и «Энума Элиш» (древневавилонская поэма о сотворении мира и поколениях богов)
    • Алайский рынок (Ташкент) в годы войны 1941—1945 гг.
    • Раков Лев Львович (1904—1970), историк:
      Биографические сведения;
      Лэди Черчилль Клементина о Л.Л. Ракове;
      Раков Л.Л. и Кузмин М.А. (1872—1936);
      Раков Л.Л. и Ахматова А.А.
    • Ахматова А.А.:
      Ахматова А.А. и Раков Л.Л.
    • Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна (1885—1945), актриса и художница:
      Как танцовщица в отзыве вел. кн. Кирилла Владимировича
    • Кирилл Владимирович (1876—1938), великий князь из дома Романовых, в эмиграции претендент на русский престол:
      О.А. Глебова-Судейкина как танцовщица в его отзыве
    • Гумилев Николай Степанович (1886—1921), рус. писатель:
      «Гондла» (1916), драматическая поэма Гумилева, и Ахматова А.А.
    • Ахматова А.А.:
      Ахматова А.А. и «Гондла» (1916), драматическая поэма Гумилева Н.С.;
      Ахматова А.А. и Бодлер Шарль (1821—1867);
      Ахматова А.А. и Фрейд Зигмунд (1856—1939);
      Ахматова А.А. и Берлин Исайя, сэр (1909—1997;
      Ахматова А.А. и Тагор Рабиндранат (образ Последней Беды);
      Ахматова А.А. и «Фултонская речь» (1946) сэра У. Черчилля;
      Ахматова А.А. и Сталин И.В.;
      Молчание творческое Ахматовой А.А. в 1925—1935 и 1946—1955 гг.
    • Черчилль Уинстон сэр (1874—1965):
      «Фултонская речь» (1946) Черчилля и Ахматова А.А.
    • Ахматова А.А.:Ахматова А.А. и Джойс Джеймс (1882—1941) (роман «Улисс», 1922);
      Ахматова А.А. и Флобер Гюстав (1821—1880) (роман «Г-жа Бовари», 1856);
      Ахматова А.А. и Данте Алигьери («Божественная комедия», ч. 1. — «Ад»);
      Ахматова А.А. и Вийон Франсуа (1431 — после 1463) («Большое завещание», 1461);
      Ахматова А.А. и А.С. Пушкин (Стихотворение «Была пора…», 1836);
      Ахматова А.А. и Солженицын А.И. (запись им для нее его рязанского адреса в конце 1962 г.)

    Рильке. Из «Рассказов о Господе Боге».

    • Рильке Райнер Мария (1875—1926), австрийский писатель:
      «Рассказы о Господе Боге» («Истории о Боженьке») (1900), цикл Рильке;
      Из «Рассказов о Господе Боге», публикация четырех рассказов, переведенных на русский язык ок. 1927 г. Эфросом А.М. (1888—1954)
    • Бог:
      Бог как непосредственная реальность в представлении Райнера Марии Рильке (1875—1926)
    • Микеланджело Буонарроти (1475—1564):
      Как демиург, соревнователь Богу в представлении Р.М. Рильке
    • Россия (в представлении западноевропейских писателей):
      Россия и Рильке Райнер Мария (1875—1926)
    • Эфрос Абрам Маркович (1888—1954), критик, искусствовед, литературовед, переводчик, музейный работник:
      Биографические сведения, личность, общественная позиция
    • Интеллигенция (российская) дореволюционной формации и советская власть:
      Эфрос Абрам Маркович (1888—1954)

    Неизвестный Кузмин

    • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), рус. писатель и композитор:
      Публикация текстов Кузмина: «Автобиография» (ок. 1922); «Список отдельных книг М.А. Кузмина» (ок. 1923); Ответы 1928 г. на анкету «Словаря современников» Г.Г. Бродерсена (неосуществленного); стихотворений — Отрывок (Ах, Федя, спустимся к реке…) (1894); Как воздух полн морскими травами… (1909); Не верил я разлуке навсегда… (1909); Крепче, крепче мне помогай… (1911); Сердце, биться так не надо… (1910-е); В горнице затворимся… (1910-е); Дорога тяжелая, черная, пыльная… (1923—1924);
      Поэзия Кузмина (характеристика);
      Фет А.А. (1820—1892) и Кузмин;
      Д’Аннунцио Габриэле (1863—1938) и Кузмин;
      Издания произведений Кузмина (характеристика): Собрание стихотворений в 3-х т. (Мюнхен, 1977—1978); Проза в 12-ти т. и Театр в 2-х кн. — Беркли (Калифорния), 1984—2000; Стихотворения (СПб.: Новая б-ка поэта, 1996 и 2000);
      Биография М.А. Кузмина в свете его «Автобиографии»
    • Шмаков Геннадий Григорьевич (1940—1988), критик и переводчик:
      Как основоположник современного изучения творчества М.А. Кузмина
    • Сологуб Федор Кузьмич (1863—1927), рус. писатель:
      Стихотворения. — Л.: Б-ка поэта. Большая серия, 1978 (характеристика издания)
    • Чичерин Георгий (Юрий) Васильевич (1872—1936), рос. политический деятель, советский нарком иностранных дел:
      Д’Аннунцио Габриэле (1863—1938) и Чичерин (их встреча в 1922 г.)
  • Translations

  •  

    • Контакты / Contacts
      Tel. / Fax: (8-10-49 89)158-920-73

                                                                                                                          

      © Михаил Васильевич Толмачёв (Michael Tolmachev)
      При перепечатке любых материалов сайта ссылка на сайт http://michaeltolmachev.ru/ обязательна.