Несобранное: Статьи и публикации разных лет 1958-2009 гг.

 Первобытная живопись Сахары

sahara1

  • Наскальные доисторические изображения Тассили на выставке в Париже в 1957—1958 гг.

Наскальная живопись Сахары

Tassili-nAjjer-Hunter

  • Тассили (Тассилин-Аджер), плато в Центральной Сахаре (Алжир):
    Наскальные доисторические изображения Тассили

Эстетика Марселя Пруста

  • Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
    Эстетика Пруста в его высказываниях и в творческой практике цикла романов «В поисках утраченного времени»

Великая Французская революция и свобода слова

  • Революция 1789—1794 гг. во Франции («Великая»):
    Свобода слова / печати в ходе революции

Блеск Фарнезе

  • Фарнезе, знатный итальянский род XVI—XVIII вв.:
    Коллекционирование семьей Фарнезе произведений античного и современного ей искусства;
    Выставка «Блеск Фарнезе» 1995 г. в Колорно / Парме — Мюнхене — Неаполе, посвященная собирательской деятельности Фарнезе
  • Неаполь, город в Италии:
    Национальный археологический музей, его история;
    Каподимонте, музей (Национальный музей и галереи Каподимонте), его история

Валькирии в Нюрнберге

  • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
    «Валькирия» (1870), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга»;
    «Валькирия», постановка оперы Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга (Германия) в 2001 г.

Поворот «кольца»

  • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
    «Зигфрид» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга»;
    «Зигфрид», постановка оперы Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга (Германия) в 2002 г.

Об искусстве, о русском в жизни и музыке: из писем Михаила Кузмина Георгию Чичерину (1900—1903, 1914)

  • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
    Биографические сведения о Кузмине, в т. ч. О его работе над музыкальными произведениями религиозного и оперного характера
  • Чичерин Георгий (Юрий) Васильевич (1872—1936), российский политический деятель, советский нарком иностранных дел:
    Биографические сведения о Чичерине
  • Кузмин Михаил Алексеевич (1872—1936), русский писатель и композитор:
    Письма Кузмина Чичерину Г.В. из собрания Гос. национальной библиотеки (СПб.) 1900—1903, 1914 гг. (вопросы эстетики, музыки, национального начала в искусстве и жизни)
  • Церковная музыка Древней Руси:
    Единогласие и многоголосие в ней (по письмам Кузмина М.А. Чичерину  Г.В.)
  • Русское национальное начало в искусстве и жизни (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)
  • Церковная музыка в России в XVIII—XIX вв.:
    Национальное начало в ней (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)
  • Церковная и религиозная музыка в России конца XIX — начала XX в. (по письмам Кузмина М.А. Чичерину Г.В.)

Музыка в Нюрнберге

  • Нюрнберг (Германия):
    Оперный театр в сезон 2002—2003 г.;
    Филармонический сезон 2002—2003 г.
  • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
    «Золото Рейна» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга» в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
  • Моцарт Вольфганг Амадеус (1756—1791), австрийский композитор:
    «Дон Жуан» (1787), опера Моцарта в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
  • Опера:
    Режиссура оперных спектаклей в Западной Европе в конце XX — начале XXI в. (основные принципы)
  • Бриттен Бенджамин (1913—1976), английский композитор:
    «Питер Граймз» (1945), опера Бриттена в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
  • Малер Густав (1860—1911), австрийский композитор:
    Шестая симфония (1906) Малера в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра под управлением Филиппа Огэна в сезон 2002—2003 г.

  • Кальман Имре (Эммерих), австро-венгерский композитор:
    «Марица» («Графиня Марица») (1924), оперетта Кальмана в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2002—2003 г.
  • Чайковский Петр Ильич (1840—1893), русский композитор:
    «Франческа да Римини», увертюра-фантазия Чайковского в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра по управлением Александра Анисимова (Дублин, Ирландия) в сезон 2002—2003 г.
    Первая симфония Чайковского в исполнении Нюрнбергского филармонического оркестра под управлением Александра Анисимова (Дублин, Ирландия) в сезон 2002—2003 г.
  • Рахманинов Сергей Васильевич (1873—1943), русский композитор:
    Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1910) Рахманинова в исполнении Барри Дагласа и Нюрнбергского филармонического оркестра в сезон 2002—2003 г.
  • Глюк (Глук) Кристоф Виллибальд (1714—1787), немецкий композитор:
    «Ифигения в Тавриде» (1781), опера Глюка в постановке Оперного театра г. Нюрнберга (Германия) в сезон 2001—2002 г.

Послесловие к «Пушкинскому дому» М.Д. Беляева

  • Пушкинский Дом (Институт русской литературы Российской академии наук):
    История Пушкинского Дома в 1905—1958 гг.
  • Литературный музей (Гос.), Москва:
    ГЛМ в 1930-х гг.
  • Пушкинская выставка (Всесоюзная) 1937 г.:
    Ее состав
  • Пушкин А.С.:
    Пушкинский юбилей 1937 г. и советская власть;
    «Евгений Онегин» как литературная энциклопедия;
    Пушкинские музеи (мемориальные) как общественное явление;
    Пушкинизм как общественное явление;
    Пушкин-рисовальщик
  • Беляев Михаил Дмитриевич (1884—1956), литературовед, музейный работник, мемуарист, автор мемуаров «Пушкинский Дом (опубл.: Мосты. — Франкфурт-на-Майне, 2004. — № 2), «Невский проспект» (То же. — 2007. — № 15), «Воспоминания об Алексее Максимовиче Пешкове и его окружении» (опубл.: Библиография. — М., 1992. — №№3-6):
    М.Д. Беляев как писатель

  •  Беляева Маргарита Ильинична (1905—1976), жена М.Д. Беляева, дактилографист-дешифрант архивных материалов на французском и русском языках

  • «Коллегиальность» в советской политической жизни 1950-х гг.

  • Славистика:
    Международный съезд славистов в Москве в сентябре 1958 г.
  • Финляндия:
    Советско-финляндские отношения перед войной 1939—1940 гг.
  • Российская академия наук (до 1991 г. Академия наук СССР):
    «Чистка» 1929 г.;
    «Дело историков» 1930 г.
  • Франция:
    Резидентура советская во Франции 1920—1930-х гг.
  • «Режимные города» в СССР:
    Для лиц иностранного происхождения во время войны 1941—1945 гг.;
    Для лиц, отбывших заключение (по политическим мотивам)
  • Либерализм в России:
    Его роль в расшатывании государственного строя в конце XIX — начале XX в.

Pro Doma Mea

  • Эдиция:
    Комментирование в историко-литературных публикациях, его принципы

Конец Байрёйта?

  • Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
    Фестиваль 2003 г.
  • Байрёйтский фестивальный театр, дом Вагнера (вилла Ванфрид) и семья Вагнер в 1945—1957 гг.

  • Байрёйтский фестивальный театр:
    Как оперное здание нового типа
  • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
    Вагнер и Гитлер
  • Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
    Режиссура постановок после 1957 г. (основные тенденции)
  • Театр современный мировой:
    Режиссура последних десятилетий (основные тенденции)
  • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
    «Тангейзер» (1845), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.
    «Летучий голландец» (1841), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.;
    «Лоэнгрин» (1848), опера Вагнера на Байрёйтском фестивале 2003 г.;
    «Золото Рейна» (1876), опера Вагнера из цикла «Кольцо нибелунга» на Байрёйтском фестивале конца 1990-х гг.;
    «Парсифаль» (1882), опера Вагнера в Оперном театре г. Нюрнберга середины 1990-х гг.;
    «Летучий голландец», экранизация оперы Вагнера (1841) 1980-х гг.;
    «Тангейзер» (1845), опера Вагнера в концертном исполнении 1957 г. в Большом зале Маосковской консерватории п. у. С.А. Самосуда;
    «Тангейзер» (1845), опера Вагнера в Оперном театре г. Риги в 1959 г.;
    «Лоэнгрин» (1848), опера Вагнера на сцене Мариинского (Кировского) театра в СПб. (Ленинграде) в начале 1980-х гг.
  • Исполнительство музыкальное:
    Перфекционизм как ведущая тенденция с 1960-х гг.
  • Муссолини Бенито (1883—1945), итальянский государственный деятель:
    Д’Аннунцио Габриэле (1863— 1938), как провозвестник Муссолини
  • Театр современный мировой:
    Классика, как объект режиссерского произвола в современном театре, роль В.Э. Мейерхольда как основоположника этой тенденции
  • Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), русский и советский режиссер и актер:
    «Борис Годунов» (1874), опера М.П. Мусоргского в постановке В.Э.  Мейерхольда в Мариинском театре в СПб. (1908)
  • Венская государственная опера (Австрия):
    «Борис Годунов» (1874), опера М.П. Мусоргского в постановке Венской оперы 1990-х гг.
    «Пиковая дама» (1890), опера П.И. Чайковского в постановке Венской оперы 1990-х гг.
  • Цюрихский оперный театр (Швейцария):
    Режиссура оперных постановок 1990—2000-х гг.
  • Вагнер Рихард (1813—1883), немецкий композитор:
    Мировосприятие Вагнера;
    «Летучий голландец» (1841), опера Вагнера в сопоставлении с «Демоном» М.Ю. Лермонтова / А.Г. Рубинштейна;
    Культ Вагнера в Германии как общественное явление
    Реформа оперного театра Вагнера и ее принципиальная нежизнеспособность
  • Лермонтов М.Ю. (1814—1841):
    «Демон» Лермонтова М.Ю. / Рубинштейна А.Г. в сопоставлении с «Летучим голландцем» Рихарда Вагнера
  • Оперная режиссура:
    Покровский Борис Александрович (1912—2009) и его роль в насаждении принципов ложного реализма в опере
  • Покровский Борис Александрович (1912—2009), оперный режиссер:
    «Евгений Онегин» (1878), опера П.И. Чайковского в постановке Б.А. Покровского в Московском Большом театре в 1992 г.
  • Байрёйтские (Вагнеровские) фестивали:
    Роль фестивалей как хранителя авторской вагнеровской традиции; отказ от этой роли как обессмысливание их существования

Предания и поверья Невского проспекта

  • Беляев Михаил Дмитриевич (1884—1956):
    Как автор мемуаров «Невский проспект» (опубл.: Мосты. — Франкфурт-на-Майне, 2007. — № 15)
  • Невский проспект в Санкт-Петербурге:
    В воспоминаниях Беляева М.Д., Крандиевской Наталии Васильевны (1888—1963);
    В освещении постсоветских «краеведов»
  • Ахматова Анна Андреевна:
    Ахматова и Раневская Фаина Григорьевна

Открытое письмо главному редактору телеканала 3 SAT:

  • Колониализм:
    Несостоятельность этого понятия по отношению к СССР
  • Русофобия:
    Как проявление исторической неблагодарности по отношению к России и к СССР
  • Седа, русскоязычный анклав в Латвии
  • Антигитлеровская коалиция:
    Союзники СССР в ней, их линия в ходе войны и позиция в «германском вопросе» вплоть до воссоединения Германии

Последняя на эшафоте

  • Пулэнк Франсис (1899—1963), французский композитор:
    «Беседы кармелиток» (1957), опера Ф. Пулэнка в связи с ее показом 20.01.2008 по телеканалу 3 SAT (ФРГ) в постановке Гамбургской государственной оперы
  • Цареубийства:
    Отношение к ним традиционного германского менталитета
  • Левое сознание:
    Его верность революционным «идеалам» в России и на Западе;
    Вторая мировая война и ее роль в политическом сдвиге западной интеллигенции влево;
    Будапештское восстание 1956 г. и поправение западной интеллигенции;
    Господствующая роль левого сознания в СМИ Запада
  • Опера XX века:
    Новаторство и архаика в опере XX в.;
    Мусоргский М.П. и его традиции в опере XX в.
  • Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), рус. композитор:
    Традиции Мусоргского в опере XX в.

Выставка Мантеньи в Лувре

  • Мантенья Андреа (1431—1506), итальянский живописец и гравер:
    Выставка Мантеньи в Лувре (Париж) 26.09.2008 — 05.01.2009;
    Творческий путь Мантеньи, эволюция его искусства;
    Мантенья и «классическое искусство» XVI века

Выставочный калейдоскоп

  • Халс (Гальс) Франс (1582/3—1666), голландский живописец харлемской школы:
    «Франс Халс и харлемские мастера золотого века», выставка в Кунстхалле Хипо-Культурфонда (Мюнхен) 13.02 — 07.06.2009
  • Харлемская (гаарлемская) школа голландской живописи XVII в.
  • Барбизонская школа (школа Фонтенбло) французской живописи XIX в.
  • Египетский музей и Собрание папирусов в Берлине:
    Выставка шедевров в Египетском собрании в Мюнхене 17.03 — 30.08.2009;
  • Амарна (Ахетатон), столица Египта в XIV в. до Р.Х.:
    Искусство Амарны
  • Иконопись в России XVII века:
    Проблема ее стиля
  • Древнеримское искусство I в. до Р.Х. — I в. по Р.Х.:
    Как составная часть быта на виллах в Неаполитанском заливе (Выставка «Роскошь и декаданс: Жизнь древних римлян в Неаполитанском заливе» в Гос. Археологическом собрании Мюнхена 07.02 — 30.08.2009)
  • Экспозиция в художественных музеях Западной Европы:
    Соотношение экспозиции и запасников
  • Обнаженное тело:
    Античное искусство и обнаженное тело
  • Баварская гос. библиотека (Мюнхен):
  • Выставки рукописей и редких книг в ее «Сокровищнице»
  • Каролингское книжное искусство IX в.:
    На выставке «Книги для ученых» в Баварской гос. библиотеке (Мюнхен);
    Псалтирь североитальянская лицевая IX в. на выставке «Книги для ученых»
  • «Железный занавес»:
    Его пагубные последствия для русской культуры
  • Матисс Анри (1869—1954), французский живописец и график:
    «Матисс: Люди, маски, модели», выставка в Гамбурге (ФРГ)
    (Художественный форум Буцериус, 31.01 — 19.04.2009);
    Эволюция творчества Матисса
  • Приоритеты России: их замалчивание на Западе
  • «Русские сезоны» С.П. Дягилева:
    Выставка к их 100-летию в Немецком театральном музее (Мюнхен) 18.02 — 01.06.2009;
    «Русские сезоны» С.П. Дягилева и проблема балетного костюма
  • Нижинский Вацлав Фомич (1889/1890—1950), русский танцовщик, балетмейстер:
    Балетная карьера Нижинского на выставке «Танец красок: Глаз Нижинского и абстракция» на Форуме Хубертуса Вальда в Кунстхалле Гамбурга 20.05 — 16.08.2009;
    Нижинский как художник-график на выставке «Танец красок»;
    Нижинский в записях его «Дневника» (русский как духовное состояние; слова и речь)
  • Русский:
    Как духовное состояние
  • Речь:
    Слова не тождественны речи
  • Дега Эдгар (1834—1917), французский живописец, график, скульптор:
    «Эдгар Дега: Сокровенность и поза», выставка на Форуме Хубертуса Вальда в Кунстхалле Гамбурга (ФРГ) 06.02 — 03.05.2009;
    Имиджмейкерство как неотъемлемое свойство человека в скульптуре, живописи и графике Дега;
    Скульптура Дега;
    Графика Дега (мир борделей в ней)
  • Пруст Марсель (1871—1922), французский писатель:
    «“Дорогой друг…”: Марсель Пруст в зеркале его переписки»,
    выставка в литературном доме Мюнхена (ФРГ) 23.03 — 07.06. 2009;
    Жизнь и творчество Пруста в отражении коллекции Райнера Шпека (Кёльн) на выставке в Литературном доме Мюнхена (первопечатные издания, рукописи Пруста, подлинные документы и фотографии, фоно- и видеограммы)
  • Леонардо да Винчи (1452—1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, писатель, музыкант:
    Портрет Леонардо да Винчи (т. н. «Автопортрет Леонардо»), его обнаружение в местечке Вальо близ г. Потенцы (Италия, провинция Базиликата) в 2009 г. и выставка весной — летом 2009 г. в Вальо и Риме;
    Т. н. «Автопортрет Леонардо» и проблема его авторства

                                                                                                                     

© Михаил Васильевич Толмачёв (Michael Tolmachev)
При перепечатке любых материалов сайта ссылка на сайт http://michaeltolmachev.ru/ обязательна.